Тема 17: Образование Ясин Е.Г. 2010г.
Вопросы 1.Важность сферы образования. Цели модернизации 2.Состояние дел 3.Среднее общее образование 4.Высшее профессиональное образование 5.Модернизация оценки знаний 6.Финансирование образования 7.Перспективы
Основные показатели образования Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. 87,968,651,350,048,947,847,246,546,2 в них воспитанников: тыс. человек в % от числен- ности детей соответствую- щего возраста 66,354,355,056,357,457,657,757,358,3 Число дневных общеобразова- тельных учрежде- ний, тыс. 67,668,967,066,965,764,563,261,559,4 Численность учащихся в дневных общеобразователь ных учреждениях, тыс. человек
Проблемы существующей системы Финансирование сети вместо финансирования программ и услуг Потери
Содержание и методы образования: наши особенности Фундаментальная подготовка Высокая нагрузка на учащихся приучает к систематической работе Общее образование ориентировано на «естествоиспытателя», а не на социального человека Утрачена функция воспитания Малая доля коллективной проектной работы и реальных задач
Современное состояние: учащиеся 98% охват общим образованием 88% семей желают дать детям высшее образование и 45% готовы за это платить Удельное финансирование образовательных программ в 7- 8 раз ниже, чем в развитых странах, в 2 раза ниже, чем в Китае (по паритету покупательной способности) Перекос в пользу усвоения знаний за счет навыков, в том числе навыков самообразования Пренебрежение подготовкой к рабочим и другим исполнительским профессиям Неравенство в доступе к качественным программам Распространение псевдообразования, «покупки диплома»
Государственный университет - Высшая школа экономики Школа перегружена академическими занятиями. В ней практически отсутствует проектная деятельность, в которой подростки решают практические задачи комплексного характера и применяют полученные знания. Старшая школа в России являет собой редкую в развитых странах модель энциклопедического построения учебного плана с исключительно ограниченными возможностями выбора и профессиональной пробы. Объем вариативной части программы едва выходит на 20% по сравнению с международно распространенными 40-60%. Дефекты школы
Ступени высшего образования Первая – неполное высшее, со сроком обучения 2 года. Вторая – базовое высшее (бакалавриат), со сроком обучения 4 года. Третья – дипломированный специалист, со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель), и магистр, со сроком подготовки 6 лет (новая модель).
Государственный университет - Высшая школа экономики Число высших учебных заведений (на начало учебного года)
Государственный университет - Высшая школа экономики Численность студентов высших учебных заведений (на начало учебного года; тысячи человек)
Государственный университет - Высшая школа экономики Инерция структуры узкоспециализированного профессионального образования, низкая доля предметов по выбору Только 38% вузов ведут исследования; Только 16% преподавателей участвуют в выполнении НИР 5,1% - доля вузов в общих затратах на науку в России Дефекты высшего образования Массовые вузы опустились до уровня техникумов, они перестали быть элементом инновационной структуры
Потери в системе профессионального образования млрд.руб. – неэффективные затраты семей на переходе «школа-вуз» млрд.руб. – неэффективные затраты бюджета в связи с неадекватностью структуры профессионального образования потребностям рынка труда 5-10 млрд.руб. – неэффективные затраты семей в связи с неадекватностью структуры профессионального образования потребностям рынка труда 5-10 млрд.руб. – неэффективные затраты семей в связи с существованием псевдообразования