Проектная деятельность младших школьников Проектная деятельность школьников – форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности ребенка.
Цели: Целью проектно-технологического образования является развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовки их к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Целью обучения учащихся следует считать подготовку их к успешным и безопасным преобразованиям проектной деятельности.
Задачи проектного обучения школьников: - формирование проектно-технологической культуры (проектно-технологической мировоззрение и преобразующее мышление; графическая, дизайнерская, экономическая и экологическая грамотность; культура труда, потребность в проектной деятельности, высокие мотивы этой деятельности); - практическая подготовка к проектной деятельности (специальные знания, умения, навыки, опыт проектно- технологической деятельности); - развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности (развитие сенсорной, моторно-двигательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно- потребностной сфер личности); - формирование адекватного профессионального самоопределения.
Учебный проект с точки зрения учащегося: - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; - это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя: это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Ведущим методом технологического обучения является метод творческих проектов. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ Актуальность проблемы Почему? (это важно для меня) (мотивация) Целеполагание Зачем? (мы делаем проект) Постановка задач Что? (для этого мы делаем) Выбор способов и методов Как? (мы это можем сделать) (планирование) Ожидаемый результат Что получится?
Литература: Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Книга для учителя начальных классов. Смоленск, Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва, Проектная деятельность в начальной школе. Авт.- сост. М.К.Господиникова и др.- Волгоград: Учитель,2009. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2007.