Людмила Шаргородская Модели инклюзивного и интегративного образования Москва, ул. Строителей, д. 17б тел/факс: www:
обычное развитиенарушенное развитие семья детский сад школа профессиональное образование работа возраст траектория развития возраст траектория не выстроена семья (гиперопека или повышенные требования) недостаточность интегративной среды не переходит в новую среду сегрегация и изоляция даже в детском учреждении
Работа и жизнь исамостоятельная самостоятельная жизнь Профессиональная подготовка Школа Детский сад Семья Выстраивание образовательной и жизненной траектории для ребенка с выраженными нарушениями развития ранняя помощь индивидуальные занятия групповые занятия подготовка к школе предпрофессиональная подготовка независимое проживание Работа и самостоятельная жизнь Работа самостоятельная жизнь Профессиональная подготовка
Э кспериментальная площадка создана в сентябре 2006 года при объединении усилий РБОО «Центр Лечебной Педагогики» и МИОО на базе СОШ 169 Сейчас в двух специальных коррекционных классах классе обучается 11 детей с нарушением развития (преимущественно с нарушением эмоционально- волевой сферы)
Постепенное расширение интегративного образовательного пространства Социальная интеграция Образовательная интеграция (предметы эстетического цикла) Образовательная интеграция (основные предметы ) 1 класс 2 класс 3 класс
Команда специалистов Учитель начальных классов Помощник учителя Учитель-дефектолог Логопед Нейропсихолог Педагоги-психологи (арттерапия, игротерапия, социальная коммуникация) Семейный психолог
Уроки в специальном классе Формы работы Кружки (театральный, социальной коммуникации, игротерапия ) Индивидуальные занятия Уроки в интегративном классе Родительские группы (семейный психолог ) Интегративные занятия в рамках проектной деятельности школы Внешкольная деятельность (экскурсии, праздники, летний лагерь) Психологическая служба школы
Адаптационный этап. Первый класс. Обучение в первом классе проходит в малом классе (5-6 человек) и включает в себя как групповые (уроки, занятия в рамках дополнительного образования), так и индивидуальные коррекционно- развивающие занятия.
Диагностический этап. Второй класс. В дополнение к тем формам обучения, которые были на первом этапе добавляются новые формы обучение в рамках интеграции на отдельных уроках в интегративных классах (физкультура, рисование, музыка, окружающий мир).
Третий класс. В начале учебного года на психолого- педагогическом консилиуме принимается решение о дальнейшем обучении каждого ребенка. В соответствии с принятым решением в течение года идет обучение ребенка по индивидуальному учебному плану и подготовка к переходу ребенка в 4 класс (подбор школы, формы обучения, разработка и организация психолого-педагогического сопровождения).
Четвертый класс Дети с ОВЗ, переведенные в 4 класс учатся в интегративном классе при обеспечении психолого-педагогического сопровождения процесса обучения
научно– методическое обеспечение коррекционно- педагогического процесса групп подготовки к школе учащихся средней и старшей школы Психолого- педагогическая помощь родителям учащихся начальной школы детей с ограниченными возможностями здоровья Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В конкурсе проектов учащиеся эксперименталь- ных классов представили проект «Эта волшебная бумага"
Использование компьютерных технологий Эффективность обучения повышает использование современных компьютерных технологий
Дополнительное образование После уроков проходят занятия театральной студии, студии «Учимся общаться», групповые игровые занятия. Это – важная составляющая коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Летний интегративный лагерь Летом 2008 года дети вместе с родителями выезжали в интегративный лагерь Центра лечебной педагогики на Валдае.
Условия успешной образовательной интеграции подготовка учителей, работающих в интегративных классах. нахождение оптимальных способов модификации учебных планов. разработка новых методических подходов, способов, приемов обучения. разработка таких дидактических сред, которые позволяли бы участвовать всем детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями в едином образовательном пространстве.
Условия успешной образовательной интеграции согласование действий всех специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, медицинских работников), оказывающих помощь конкретному ребенку с ограниченными возможностями здоровья. формирование общественного мнения, основанного на принципах толерантного отношения к детям с ОВЗ и их семьям.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Контакты: Адрес : г. Москва, ул. Строителей, 17Б Тел./факс : +7(499) Электронная почта : Сайты : ccp.org.ru osoboedetstvo.ru Региональная благотворительная общественная организация Центр лечебной педагогики