Концептуальные и методологические основы ФГОС тема 4.
Тема 4. Оценка качества образовательных результатов
1.Разделение ответственности использование различных процедур: аттестационные мониторинговые экспертиза, модерация 2.Сочетание внешней и внутренней оценки 3.Аутентичность (достоверность, подлинность) внутренней оценки 4.«Встроенность» системы оценивания в образовательный процесс Система оценивания (ОСОКО)
В Новгородской области создается региональная система оценки качества образования: ЕГЭ по 11 предметам. ГИА (государственной итоговой аттестации в 9 классе), обязательной по русскому языку и математике. Итоговое аттестационное тестирование по русскому языку и математике за курс начальной школы. Добровольное независимое тестирование обучающихся 5-8 и 10-х классов по всем предметам
Итоговая аттестация Мониторинговые исследования Требования к результатам освоения основных образовательных программ федеральные показатели региональные показатели Открытый доклад школы: обязательные показатели Документ об образовании индивидуальные показатели Открытый доклад школы: добровольные показатели региональные показатели уровень страна регион школа учащийся не выделяются и не анализируются Требования к результатам образования и система оценки их достижения в ФГОС
Система оценки должна 1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, … описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся,… 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; 4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся /Стандарт /
Методы и формы оценивания стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения мониторинговые исследования
На ступени основного образования система оценки должна включать результаты: государственной (итоговой) аттестации, промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию проектной деятельности. /стандарт/
Промежуточная оценка (внутренняя) отражает динамику формирования способности учащихся к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач и навыков проектной деятельности. Итоговая оценка (в начальной школе – внутренняя, в основной школе – внешняя): характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ОП, необходимых для продолжения образования. Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Итоговая аттестация учащихся должна включать: Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); Представление портфолио – пакета свидетельств о достижениях учащихся в каких- либо видах социально значимой деятельности.
На ступени основного образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырех междисциплинарных программ: -«Формирование универсальных учебных действий», -«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», -«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», -«Основы смыслового чтения и работа с текстом»; программ по всем учебным предметам
Итоговой аттестации подлежат предметные и метапредметные результаты научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследователь- ской, проектной, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.
В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации, которая м.б. использована для оценки результатов деятельности ОУ и работников образования, а также состояния систем образования
Не подлежат итоговой аттестации личностные результаты: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально- личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения ООП должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур.
Особенности оценки личностных результатов (личностных УУД) Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Основные объекты оценки: 1) сформированность основ гражданской идентичности; 2) готовность к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Особенности оценки метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД) Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов. Основные объекты оценки: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки предметных результатов Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 5 уровней достижения предметных результатов: Базовый (3) Достаточный для перехода на следующую ступень Пониженный (2) Повышенный (4) Низкий (1) Высокий (5)
Пример структуры задания: Раздел, тема курса Планируемый результат Формируемое умение Задание базового уровня («ученик научится…) Задание повышенного уровня (ученик получит возможность научиться…) Образец правильного ответа Критерий достижения планируемого результата (выбран верный ответ, правильно выполнено заданное действие и т.д.)
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
К компетенции ОУ относится: 1. Описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;
К компетенции ОУ относится: 2. Адаптация инструментария для итоговой оценки, разработанного на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга); в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию;
К компетенции ОУ относится: 3. Адаптация (при необходимости разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением; 4. Адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики; 5. Адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования основой для аттестации учителей в учреждениях общего образования основой для аккредитации учреждений общего образования различных видов ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.