WEB 2.0 в образовательном процессе Ольга Николаевна Волик методист по информатизации школы 177, к.п.н., ст.н.с. Института педагогики и психологии профессионального образования РАО
Сотрудничество Команда Коммуникации Проект Критическое мышление Знакомые слова? В каком контексте вы их встречаете или используете?
Как учили вчера? Знания, умения, навыки
Мы, учителя, должны давать ученикам информацию Как надо учить завтра?
Мы должны научить искать необходимые данные и пользоваться ими, чтобы они могли создавать новые идеи. Как надо учить завтра?
Итак, задача учителя - учить как думать, а не только о чем думать Как надо учить завтра?
Поэтому если, например, в этом году ученик не узнал некоторые детали изучаемого материала, то он может с ними познакомиться в следующем году. Но если он не научится думать, он вообще не сможет стать хорошим учеником. Как надо учить завтра?
Требования современного общества : компетентность, командная работа ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач Программа Intel «Обучение для будущего» помогает педагогам овладеть компетентностью в организации проектной образовательной деятельности учащихся на основе ИКТ. Какие есть условия, чтобы учить и учиться по-новому ?
Умения и качества, необходимые человеку 21-го века: Ответственность и адаптивность. Коммуникативные умения. Творчество и любознательность. Критическое и системное мышление. Умения работать с информацией и медиасредствами. Межличностное взаимодействие и сотрудничество. Умения ставить и решать проблемы. Направленность на саморазвитие. Социальная ответственность. Чему научатся дети в образовательном проекте?
социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия Сервисы WEB 2.0.
1) персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, 2) размещение мультимедийных файлов, 3) коммуникации участников между собой. Групповые действия включают:
Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом: 1.Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. 2.Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. 3.Наблюдение за деятельностью участников сообщества. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия учащихся в профессиональных научных сообществах.
1.Средства для хранения закладок - средства для хранения ссылок на веб-страницы, которые Вы регулярно посещаете. BobrDobr.ru, Symbaloo.com - вебмикс 2.Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов – Docme.ru, Scribd.com, SlideShare.net. 3.Сетевые дневники (блоги) - сервис Интернет, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов – ЖЖ, блог в google.ru. 4.ВикиВики (WikiWiki) – социальный сервис, позволяющий любому пользователю редактировать текст сайта Letopisi.ru. Знакомство с сервисами
5. Социальные геосервисы – сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного – panoramio.ru. 6. Карты знаний (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем – mind42.com. 7. Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов – облачные вычисления - Google.ru.
Проект - победитель Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов 2011 Сотрудничество в Google.ru Где поучиться? Социальные сервисы в letopisi.ru Центр компетенций школы 177 города Казани
Начало алгоритма учителя Проектирование сетевых взаимодействий учащихся при подготовке совместного проекта Обеспечение сетевых взаимодействий учащихся в ходе выполнения совместного проекта Анализ совместного проекта и сетевых взаимодействий учащихся при его выполнении Конец алгоритма учителя Совместный документ отвечает предъявляемым требованиям к его качеству? НЕТ ДА Как организовать сетевые взаимодействия учащихся при подготовке совместных проектов?
Выбор темы и содержания совместного проекта Структурирование учебной информации Выбор сетевого ресурса Защита от рисков работы в сети Мотивация к взаимодействию Разбиение участников совместной деятельности на ролевые группы Модерация взаимодействиями Разработка форм рефлексии и обратной связи Шаг 1. Проектирование сетевых взаимодействий учащихся при подготовке совместного проекта
Совместный проект Интернет-библиотека школьника
Шаг 2. Обеспечение сетевых взаимодействий учащихся при подготовке совместного проекта Наблюдение за работой групп. Сбор информации об освоении сетевых ресурсов. Корректировка учебных материалов.
Шаг 3. Анализ совместного проекта и сетевых взаимодействий при его выполнении Анализ совместного документа. Анализ взаимодействий студентов в группе, между группами. Анализ взаимодействий студентов и преподавателя.
Для чего еще удобно организовывать сетевые взаимодействия учащихся? Разного рода обсуждений по гуманитарным предметам по вопросам воспитания и т.п. Привлекать к дискуссии знакомых и незнакомых участников, из нашего региона и из далека.
Повышение ИКТ-компетентности педагогов в школьном Центре информационных технологий
Первые достижения
Проблемы, актуальные для школы – центра компетенций отсутствие соответствующей оплаты должности системного администратора в школе – соответственно, отсутствие грамотной поддержки сисадмина ; ненадежность подключения к Интернету через edu.tatar.ru «Электронное образование РТ» - соответственно, невозможность полноценной сетевой образовательной работы ; чрезвычайная занятость учителя бумажными и электронными отчетами - соответственно, сопротивление нововведениям и инновациям ; «короткие сутки».
1.Набрать в строке адреса браузера letopisi.ru/index.php/Центр компетенций школы 177 города Казани Или 1.Загрузить Летописи, набрав в строке адреса браузера letopisi.ru 2.В строке Поиск Летописей набрать Центр компетенций школы 177 города Казани 3.Нажать кнопку Перейти Чтобы с нами завязать сотрудничество надо