ВОДОРОД И БЕНЗИН: СТОЛЕТНЕЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ О.А.Козадеров кандидат химических наук ассистент кафедры физической химии Воронежского государственного университета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Топливный элемент: проблемы и перспективы О.А.Козадеров кандидат химических наук ассистент кафедры физической химии Воронежского государственного университета.
Advertisements

Водородный двигатель Подготовил: Мацук Егор, 9 «Б» Научный руководитель: Ветюков Дмитрий Алексеевич.
Тепловые двигатели Выполнила Ч. Валерия 8 В класс.
Презентация. «Альтернативные источники энергии»..
Образец подзаголовка ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему «Природные источники углеводородов». Автор-составитель ТРУСОВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА ГБОУ НПО ПУ-38 МО г.Щелково.
Кафедра ВЭПТ Технологии производства элементов водородной энергетики 1 Лекция 15 Щелочные топливные элементы Принцип работы История развития Типы конструкций.
Топливные элементы транспорт космическая техника.
Кафедра ВЭПТ Технологии производства элементов водородной энергетики 1 Лекция 16 фосфорно-кислотные топливные элементы Средне- и высокотемпературные ТЭ.
10.4 Топливо и его химические реакции при сгорании Для одного килограмма жидкого топлива, состоящего из углерода (С), водорода (Н) и кислорода (От) при.
1 Перспективные технологии комплексного использования отходов: экономика и экология Перспективные технологии комплексного использования отходов: экономика.
Открытый урок по теме «Тепловые двигатели». Первой паровой машиной была игрушка, изобретенная 2000 лет до наших дней Героном Александрийским. Пар, выходящий.
ПАРОВАЯ ТУРБИНА КПД ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ. Турби́на (фр. turbine от лат. turbo вихрь, вращение) двигатель с вращательным движением рабочего органа (ротора),
«Н у ж е н л и н а ш е м у г о р о д у э к о л о г и ч е с к и ч и с т ы й т р а н с п о р т»
Что важней: здоровье или комфорт Автомобиль будущего, скоро станет автомобилем настоящего!
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ЗА И ПРОТИВ. Основная идея: Превращение внутренней энергии топлива в механическую работу.
Презентация по физике : Выполнена : Тайновой М. В. Тайновой А. В. Учитель : Сергеева Елена Евгеньевна.
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Урок 18-8.
Виды тепловых двигателей Паровая машина Двигатель внутреннего сгорания Паровая и газовая турбины Реактивный двигатель.
Автор: учитель физики Кучкова Е.Н.. 1. Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называется… 2. Энергия движения и взаимодействия частиц,
Электромобиль ШАГ В БУДУЩЕЕ. Определение Электромобиль следует отличать от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электрической передачей, а.
Транксрипт:

ВОДОРОД И БЕНЗИН: СТОЛЕТНЕЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ О.А.Козадеров кандидат химических наук ассистент кафедры физической химии Воронежского государственного университета

год: Америка признала водород нерентабельным автомобильным топливом Президент США Барак Обама ликвидировал Фонд развития автомобилей с водородными двигателями Министр энергетики США Стивен Чу считает эту технологию бесперспективной, в отличие от гибридных автомобилей

3 Водородный автомобиль на топливных элементах водород окисляется в топливном элементе (fuel cell, FC): его химическая энергия напрямую преобразуется в электрическую энергию вместо бензинового двигателя внутреннего сгорания (д.в.с.) для приведения автомобиля в движение используется электродвигатель

4 Гибридный автомобиль используются два двигателя: бензиновый д.в.с. и электродвигатель д.в.с. приводит в движение электрогенератор, вырабатывающий электроэнергию для заряда аккумуляторов аккумуляторы, разряжаясь, передают энергию на электродвигатели, приводящие автомобиль в движение

5 Водород или бензин?

6 Топливный элемент (ТЭ) – «сердце» водородного автомобиля Химический источник тока, в котором электрическая энергия образуется в результате химической реакции между восстановителем и окислителем, непрерывно и раздельно поступающими к электродам ТЭ извне. Продукты реакции непрерывно выводятся из топливного элемента Анодная реакция: H 2 – 2е – 2H + (1) Катодная реакция: ½ O 2 + 2H + + 2е – Н 2 О (2) Токообразующая реакция: H 2 + ½ O 2 H 2 O (3)

7 Энергоэффективность топливного элемента Максимальный коэффициент полезного действия к.п.д. (макс.) = W макс / Q Электрическая работа топливного элемента W макс = Q + T S Q – теплота сгорания топлива Т – абсолютная температура S – изменение энтропии при окислении топлива (определяется балансом превращения газов, участвующих в токообразующей реакции) к.п.д. (макс.) = 1 + T S / Q В зависимости от знака при S электрохимическим путем можно получить как больше, так и меньше энергии, чем это соответствует тепловому эффекту сгорания топлива

год - открытие топливного элемента Вильям Гроув (1811 – 1896) электролиз воды под действием электрического тока, вырабатываемого в топливном элементе Н 2 О = Н 2 + О 2 водородно- кислородный топливный элемент Гроува

9 Предсказание фантаста (1874 год) «… воду когда-нибудь будут употреблять как топливо, … водород и кислород, которые входят в ее состав, … явятся неисчерпаемым источником света и тепла, значительно более интенсивным, чем уголь… Вода - уголь будущего." (роман «Таинственный остров», глава «Топливо будущего») Жюль Верн ( )

10 Уголь, а не водород Людвиг Монд (1839 – 1909) Вильгельм Оствальд ( ) «... Если мы будем иметь элемент, производящий электроэнергию непосредственно из угля и кислорода воздуха …, то это будет техническим переворотом… Как будет устроен такой гальванический элемент, в настоящее время можно только предполагать... Только подумайте, как изменятся индустриальные районы! Ни дыма, ни сажи, ни паровых машин, никакого огня…"

11 Сокрушительные удары для топливных элементов 1872 год – Ф. фон Хефнер- Альтенек сконструировал первый эффективно действующий генератор постоянного тока (электрогенератор) немецкими изобретателями Готлибом Даймлером в 1883 году и Карлом Бенцем в 1884 году построены первые бензиновые двигатели 1901 год – Ф. Порше создал одну из первых бензиново- электрических автомашин («Миксте») Первый в мире выезд Карла Бенца на автомобиле собственной конструкции Первый мотоцикл Готлиба Даймлера

12 Водород как моторное топливо В период с 1920-х до начала 1940-х гг. весьма важные и обширные исследования реакции горения водорода в кислороде и воздухе в различных условиях были выполнены российскими учеными школы Н. Н. Семенова, учеными Германии, Англии, США Развитие экспериментальных работ по созданию водородных двигателей было прервано войной

год, СССР: зарождение водородной энергетики масштабное практическое применение водорода в качестве моторного топлива началось в Великую Отечественную войну в блокадном Ленинграде техник-лейтенант Шелищ Борис Исаакович ( ) предложил использовать водород, "отработавший" в аэростатах, как топливо для работы нескольких сотен автомобилей ГАЗ-АА

14 Возвращение топливного элемента 1941 год - Государственная премия СССР «За выдающиеся изобретения» (инженер П.Спиридонов, руководитель научной группы новых источников тока) за доказательство существования реальной возможности практического использования топливных элементов 1947 год – монография О.Давтяна (СССР) «Проблема непосредственного превращения химической энергии топлива в электрическую»

15 Водород – идеальное топливо для топливного элемента химически активный легко подводится в топливный элемент продукт реакции – вода – легко отводится из ТЭ неисчерпаемый источник – вода сейчас водород получают за счет более дешевой переработки природного газа, основным компонентом которого является метан СН 4 + Н 2 О(пар) = 3Н 2 + СО

16 Требования к электродам ТЭ обеспечение условий для большой скорости токообразующей химической реакции в ТЭ пористые каталитически активные универсальный материал - платина Pt – высокоактивна – долговечна – устойчива к коррозии и компонентам электролита.

17 Первый автомобиль на топливных элементах (1959 г.) Английский инженер Фрэнсис Томас Бэкон сконструировал и построил батарею из 40 топливных элементов общей мощностью в 6 киловатт (к.п.д. = 80%). Батарея Бэкона могла приводить в действие электрокар, циркульную пилу и сварочный аппарат В США представителям печати и общественности был продемонстрирован электротрактор на топливных элементах, спроектированный по патенту Бэкона и построенный фирмой «Аллис- Чалмерс».

18 Минусы водородных автомобилей на топливных элементах соотношение массы автомобиля к его мощности слишком велико; топливная батарея эффективно работает только на чистом водороде; платиновые электроды отравляются под воздействием примесей, неизбежно присутствующих в дешевых топливах- источниках водорода высокая стоимость и дефицит платины

е гг.: нефтяной кризис и создание Мировой водородной ассоциации

20 Первый пассажирский водородный транспорт на топливных элементах 1982 г. Микроавтобус на топливных элементах «Квант-РАФ» (СССР) 1970 г. Легковой автомобиль на топливных элементах Austin A 40 (США)

21 Мембранный электролит Полимерная мембрана Nafion, применяемая в твердополимерных топливных элементах, в США и Канаде производится фирмой «Дюпон» в России аналогичные мембраны МФ-4СК выпускает фирма «Пластполимер»

22 Очень дорого Автомобиль – Мощность 50 кВт – Стоимость топливного элемента 250 тыс.долл. Автобус – Мощность 200 кВт – Стоимость топливного элемента 1 млн.долл.

23 Современные проблемы водородных автомобилей на топливных элементах проблемы коммерциализации – высокая стоимость – недостаточный срок службы проблемы получения и хранения Н 2 на борту автомобиля отсутствие инфраструктуры

24 Водород + бензин: конец противостоянию? BMW и Mazda: нужно сохранить в водородном автомобиле возможность ездить на бензине – активно разрабатываются системы хранения Н 2, наиболее близкие к серийному производству: баллоны с газообразным водородом, находящимся под высоким давлением (Mazda) топливные баки с жидким водородом, находящимся при низкой (–253 С) температуре (BMW) Национальная ассоциация водородной энергетики (Россия): нужно применять водород в качестве добавки к основному (бензиновому) топливу – это способствует улучшению топливной экономичности д.в.с. и снижению выброса вредных веществ

25 При подготовке презентации использованы фотоматериалы, размещенные на сайтах: Национальной ассоциации водородной энергетики – – –