Использование элементов проектной технологии и коллективных форм работы на уроках в 6-ом классе в рамках перехода на новые ФГОС Учитель биологии высшей категории ГБОУ СОШ 820 СЗАО г. Москвы Шляева Елена Михайловна
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов, которые, на наш взгляд, могут быть реализованы в 6 классе: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни ; 2) реализация установок здорового образа жизни ; 3) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы ; интеллектуальных умений ( доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать ; 2) умение работать с разными источниками биологической информации : находить биологическую информацию в различных источниках ( тексте учебника, научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках ), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую ;
Для развития навыков проектно - исследовательской деятельности и развития коммуникативных навыков можно предложить следующие задания : Создание коллективного проекта бумажного аналога веб - страницы ( это задание, на наш взгляд, еще развивает навыки работы с понятийным аппаратом, работы с текстом, творческие способности )
Задания для групп 6 класс. Тема: Жизнедеятельность растения. Цель: создание проекта веб-страницы (бумажный аналог) 1.Составьте по предложенной теме текст 5-8 предложений, отражающих основную мысль, сущность темы (по 1-2 на каждого члена группы). При этом можно использовать тексты соответствующих параграфов. 2. Запишите этот текст на большом листе - основная веб-страница. Выделите в нем гиперссылки (по количеству членов группы). Оформите основную веб - страницу. 3.Оформите выбранные гиперссылки на маленьких листах (определения, текст, схемы, изображения и т.д.) – дополнительные, поясняющие веб-страницы. Не менее одной гиперссылки на члена группы. 4. Представьте полученный проект участникам других групп.
Лабораторный практикум
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1. В познавательной ( интеллектуальной ) сфере : O выделение существенных признаков биологических объектов ( отличительных признаков живых организмов ; O взаимосвязи человека и окружающей среды ; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды ; необходимости защиты окружающей среды ; соблюдения мер профилактики нарушения зрения, O овладение методами биологической науки : наблюдение и описание биологических объектов и процессов ; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Для развития познавательных способностей (используя не только визуальные каналы информации, но и тактильные): Задания : O Определите на ощупь по модели цветка семейство цветковых растений. O Найдите на ощупь часть растения этого же семейства O Дайте характеристику этому семейству O Ответьте на вопросы : Легко ли определять таким образом растения ? Легко ли жить людям потерявшим зрение ? Почему зрение важно беречь ? и т. д. Развивающая игра : « Семейства цветковых растений ».
Развивающие каноны сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения ; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями ; Луб Древесина ? Вода и минеральные вещества Сверху вниз ?
Выберите из перечня, что необходимо растению для фотосинтеза и объясните почему? Развивающие задания могут быть использованы на любом этапе обучения, даже при объяснении нового материала. Однако они наиболее эффективны при отработке и закреплении новых знаний, при усвоении смысла новых понятий, на этапе обобщения и коррекции усвоенного материала. 1. Углекислый газ ; 2 корень ; 3. Образовательная ткань в кончике корня ; 4. Клетки мякоти листа ;5. Органическое вещество - глюкоза ; 6. Замыкающие клетки устьиц ; 7 вода ; 8. Годичные кольца древесины ; 9. Цветок ; 10. Эндосперм ; 11. Свет ; 12. Хлорофилл ; 13 Корнеплод ; 14. Кислород
Работа в технологии синквейн Вопросы к видеофильму или к рисункам учебника : Почему часть листа в ходе опыта окрасилась в фиолетовый цвет ? Какие условия не позволили остальной части листа окраситься также ? Что доказывает опыт ? Почему человек должен заботиться о зеленых растениях ?
Для развития практических навыков. Соотнесите название крупы, чашку Петри с крупой ( или ее номер ), название растения и ( или ) вид растения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 2. В сфере трудовой деятельности : знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии ; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами ( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы ).
Спасибо за внимание!!!