ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4
ПЛАН Этапы проектирования.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образовательной стратегии В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Дж. ван Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы: 1) формирование стратегии и предварительное планирование; 2) оценивание вариантов; 3) реализация, анализ результатов и коррекция
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В. М. Шепель в управленческом цикле проектирования видит пять этапов: 1) разработка теоретически обоснованной концепции проекта; 2) разработка процедур реализации: 3) разработка пакета инструментария для каждого этапа; 4) создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла; 5) разработка условий и защиты прав человека
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым). Этап реализации проекта. Рефлексивный этап. Послепроектный этап. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Предпроектный этап Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого- педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения. Этот этап включает такие характерные процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Программирование и планирование хода проекта Первоначально сформулированные в ходе проектирования образ или цель требуют для их реализации дальнейшего представления в виде системы задач и перечня процедур. Они осуществляются в логике «проект прогноз план». Прогноз включает в себя формирование представления об изменении ситуации (объекта); характере перспектив развития тенденций, ликвидации белых пятен, перенос опыта в других условиях. Это дает возможность выстроить логику изменений (обоснование этапности, стадийности реализации проекта).
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Программа особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ К числу наиболее распространенных в учреждениях образования типов программ относятся: образовательная программа; учебная программа; программа деятельности (руководителя, педагога, детского коллектива, подразделения, учреждения) на год; программа развития (подразделения, учреждения, объединения, коллектива) на год и более; программы деятельности по конкретным направлениям (программа работы с кадрами, программа исследовательской деятельности, воспитательной деятельности и т.д.).
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Программы всех типов следует отличать от планов. Предназначение плана упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. План это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Этап реализации проекта Реализация намеченных действий и последовательное решение поставленных задач.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Рефлексивный и послепроектный этапы Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия это не только знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные переживания и когнитивные (связанные с познанием) представления. Рефлексивные процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы, принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Таким образом, выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап моделирование; II этап проектирование; III этап конструирование.
Э ТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Педагогическое моделирование (создание модели) это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.