Одаренные дети и особенности работы с ними
Повестка дня О создании условий для развития и поддержания высокой мотивации учащихся в учебной деятельности. Одаренные дети и творческие люди. Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми и их родителями. Формы работы с одаренными детьми (из опыта работы). Проектная деятельность на уроках иностранного языка. Работа с одаренными детьми при проведении элективных курсов.
«Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением названо быть не может… Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества». Постановление Совета Европы 1248, 1994г.
Этапы работы федеральной целевой программы «Одаренные дети» I гг.; (постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 28 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на гг.») II – 2000гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997года 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 – 2000гг.»); III – 2002гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000г. 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 – 2002гг.»); IV – 2006гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2008г. 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2008 – 2013гг.»)
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: Инструментальный Инструментальный характеризует способы его деятельности Инструментальный Инструментальный характеризует способы его деятельности Инструментальный Мотивационный характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности Мотивационный характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности
Критерии, положенные в основу классификации в основу классификации видов одаренности Критерии, положенные в основу классификации в основу классификации видов одаренности вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психикивид деятельности и обеспечивающие ее сферы психикивид деятельности обеспечивающие ее сферы психикивид деятельности обеспечивающие ее сферы психики вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психикивид деятельности и обеспечивающие ее сферы психикивид деятельности обеспечивающие ее сферы психикивид деятельности обеспечивающие ее сферы психики степень сформированности одаренности степень сформированности одаренности степень сформированности одаренности степень сформированности одаренности форма проявления форма проявления форма проявления форма проявления широта проявлений в различных видах деятельности широта проявлений в различных видах деятельности широта проявлений в различных видах деятельности широта проявлений в различных видах деятельности особенности возрастного развития особенности возрастного развития особенности возрастного развития особенности возрастного развития
Основные виды деятельности практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная.
Виды одаренности по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы психики» Практическая деятельность Познаватель- ная деятельность Художествен- но- эстетическая деятельность Коммуникати вная деятельность Духовно- ценностная деятельность одаренность в ремеслах, спортивная (психо- моторная) спортивная (психо- моторная) организацион- ная интеллек- туальная одаренность хореографичес кая сценическая литературно- поэтическая изобразитель- ная музыкальная лидерская аттрактив- ная одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям.
Виды одаренности по критерию степень сформированности одаренности Актуальная одаренность – Потенциальная одаренность –
Виды одаренности в соответствии с критерием «форма проявления» Явная одаренность Скрытая одаренность
Виды одаренности по критерию широта проявлений в различных видах деятельности Виды одаренности по критерию широта проявлений в различных видах деятельности общая (или умственная) одаренность специальная одаренность
Виды одаренности по критерию особенности возрастного развития: Виды одаренности по критерию особенности возрастного развития: поздняя одаренность ранняя одаренность
Особенности личности одаренного ребенка Одаренный ребенок С гармоничным типом развития Качества личности Роль семьи Взаимоотношения со сверстниками и педагогами С дисгармоничным типом развития Неравномерность психического развития Роль семьи Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Качества личности Стремление к творческой деятельности Повышенная самостоятельность в процессе обучения Интенсивный интерес к познанию Специфическая направленность познавательной мотивации Перфекционизм т.е. стремление добиться совершенства в выполнении деятельности Устойчиво высокая самооценка, хотя актуальная самооценка может колебаться Независимость: отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства
Неравномерность психического развития Значительные опережения в развитии одной психической сферы и отставание в развитии других сфер Чрезмерная специализация интересов Особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности Самооценка чаще чрезвычайно высокая, но иногда нестабильная Перфекционизм, доходящий иногда до болезненной неудовлетворенности
Проблемы одаренных детей 1) Неприязнь к школе; 2) Специфика игровых интересов; 3) Неконформность; 4) Погружение в философские проблемы; 5) Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием; 6) Перфекионизм; 7) Ощущение неудовлетворенности; 8) Нереалистичные цели; 9) Сверхчувствительность; 10) Нетерпимость; 11) Гипертрофированная потребность во внимании взрослых; 12) Болезненное переживание неудач; 13) Дисбаланс соревновательности и сотрудничества
Проблемы в эмоциональном развитии: - особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер; - повышенная реактивность, проявляющаяся в склонности к бурным аффектам или скрытая эмоциональность, проявляющаяся в излишней застенчивости, трудностях засыпания, иногда – психосоматических заболеваниях; Проблема волевых навыков или саморегуляции; Проблемы с физическим развитием; Неумение трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия; Доминирование направленности лишь на усвоение знаний.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: Излишняя конфликтность; Неприятие коллективом сверстников; Несоблюдение некоторых норм и требований коллектива; Конфликтные отношения с учителем; Ситуация дезадаптации.
Проблемы одаренных детей Проблемы педагогов, связанные с одаренными детьми Проблемы родителей одаренных детей
Проблемы педагогов, связанные с одаренными детьми 1) Неготовность учителя признать факт одаренности; 2) отсутствие в арсенале необходимых для работы с такими детьми средств; 3) неосознанная установка на «эксплуатацию» детского таланта
Педагогическая позиция в отношении детской одаренности Педагогический оптимизм; Создание ситуаций успеха; Создание ситуаций «продуктивный дискомфорт»; Психолого-педагогическая поддержка
Взаимоотношения со сверстниками и педагогами: Высокая, по сравнению со сверстниками, адаптация к школьному обучению и, соответственно, коллективу соучеников Уважение со стороны сверстников, популярность Иногда выражены амбиции и критичность по отношению к учителям и сверстникам
Роль семьи Чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем; Особое внимание к школьному обучению.
Роль семьи Родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы Содержательная сторона развития ребенка для них более приоритетна, чем отметки сами по себе Между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция
Проблемы родителей одаренных детей 1) Отказ признавать одаренность ребенка; 2) Гипертрофированное представление об одаренности ребенка; 3) Родительская гиперответственность за талант ребенка; 4) Незнание как строить отношения с непонятными проблемами; 5) Отсутствие финансовых возможностей дать ребенку образование; 6) Незнание, куда обратиться за помощью
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Н.С.Лейтес