Реализация деятельностного подхода в обучении физике Пуденкова Е.А., методист по физике ПОИПКРО, г. Псков «Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что многие уроки проходят впустую» А.Н. Леонтьев
Противоречия Цели Закон «Об образовании» ФГОС Учитель Профессиональный стандарт пед деятельности Повышение квалификации Урок Требования к современному уроку Школа развивающего обучения Традиционная школа «знаниевого» типа
Из материалов ФГОС Решить современные проблемы образования возможно только при системных изменениях в самой педагогической науке и практике. Технологии развивающего обучения и УМК разработаны для начальной школы, но 80% учителей нач. школы работают в системе традиционного обучения. Низкие результаты в международном исследовании PISA (в 2006 г место) ФГОС – предложены примерные программы знаний и видов деятельности.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Проблемы Реализация деятельностного подхода (как обучать в деятельности?) Технологии освоения новых видов учебной деятельности (например, преобразование лабораторной работы в исследование, и освоение метода познания вплоть до уровня постановки цели исследования) Научить учиться. Диагностика и формирование УУД Метапредметный подход
Деятельностный подход «Знания никогда нельзя дать в готовом виде; они всегда должны усваиваться через включение их в ту или иную деятельность» (Психологический закон усвоения знаний Н.Ф.Талызина) «Чтобы овладеть продуктом человеческой деятельности (знаниями), нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном продукте» А.Н.Леонтьев (Например, знания о географической карте усваиваются в процессе деятельности по ее созданию) Обучение в деятельности!? (ФГОС - программы знаний и видов деятельности)
Структура процесса познания Первичное восприятие материала Первичная переработка материала и его понимание Вторичная переработка материала и его запоминание усвоение Включение понятого и запомнившегося материала в уже сложившуюся систему прежних знаний освоение Закрепление знаний, их применение в новых условиях и при решении новых задач овладение
Схема психологической функциональной системы деятельности
Этапы процесса обучения Мотивация Целеполагание Планирование Деятельность по реализации (действия) Рефлексия Оценка Коррекция Первичный сбор информации Построение ориентировочной основы действий
Этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) Освоение деятельности и усвоение обеспечивающих ее знаний будет успешным, если обучаемый последовательно пройдет 5 этапов:
Разработка психологически обоснованных методик обучения деятельности Какова процедура разработки методик: Психологический анализ деятельности. Структурирование деятельности на составляющие ее действия и операции. Составление учебно-методических средств 1. Схема ООД 2. Набор учебно-практических задач Подготовка процесса обучения
Технологии обучения Проектирование современного урока (приемы обучения, конструктор урока) Технология деятельностного метода (Петерсон Л.Г.) Технология проблемно-диалогического обучения Технология проектной деятельности Организация исследовательской деятельности Технология обучения на основе метода научного познания ТРИЗ Организация групповой работы учащихся (группы развития)
Традиционный (комбинированный) урок (по Конаржевскому Ю.А.) Организационный этап Этап проверки д/з Этап всесторонней проверки знаний Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Этап усвоения новых знаний Этап закрепления новых знаний Этап информации учащихся о д/з
Деятельностный урок Мотивация Целеполагание Планирование деятельности (ООД) Выполнение деятельности Рефлексия Оценка Коррекция
Конструктор урока Приемы Этапы урока А. Мотивация Задача- пара- докс Пробле мный вопрос Удив- ляй! Фантас- тическа я добавка Необыч ный физич. опыт Тысяча почему ? Пресс- конфе ренци я Б. Целеполага- ние Привле- кательн ая цель Учебна я задача Практи чность теории Своя опора Пробле мный диалог Пересе чение тем Лови ощиб- ку! В. Планирова- ние деятель- ности …
Проектирование урока Технологическая цепочка (структура) урока: Учет индивидуальных особенностей учащихся А6 Б5 В4…
УМК нового поколения (реализация идей ФГОС) цель методика содержа ние Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Традиционный учебник Развивающий учебник Развитие умений по применению знаний Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта - своего вывода, оценки.
Современный учебник Учебник нового поколения должен быть личностно ориентированным: дифференцированным; обучающим; обеспечивающим оптимальные условия для самообразования; ориентированным на экспериментальную деятельность учащихся; иметь научный подход в изложении; иметь яркие иллюстрации и увлекательное содержание. Фестиваль педагогических идей
Экспериментальные площадки По договору с издательством «Дрофа» 1. Апробация УМК Пурышевой Н.С. «Физика.7-9 кл.» «Физика.10-11кл.» (базовый уровень) – 3 школы, 6 учителей Сроки: г. 2. Апробация учебных пособий по подготовке уч-ся к ЕГЭ и ГИА (3 пособия) – 5 школ, 5 учителей физики Сроки: г. С издательством «Мнемозина» Апробация УМК Генденштейна Л.Э.«Физика.7-9 кл.» - 2 школы, 2 учителя Сроки: г. С издательством «Просвещение» Апробация УМК Кабардина О.Ф. «Физика.7-9 кл.» и Богданова К.Ю. «Физика кл.» (базовый уровень) – 1 школа, 1 учитель Сроки: г.
Экспериментальные площадки по апробации УМК Генденштейна Л.Э. «Физика.7-9 кл.» (Мнемозина) с 2009/10 по 2011/12 уч.год МОУ «Себежская средняя общеобразовательная школа» (учитель физики Быстров В.И.) МОУ «Многопрофильный правовой лицей 8» г. Пскова (учитель физики Кривых В.Д.)
Семинар «Реализация идей ФГОС второго поколения в новых УМК по физике Генденштейна Л.Э.» Урок- исследование по теме «Закон Архимеда» 7 кл. Лицей 8 г. Пскова
Урок- исследование по теме «Закон Архимеда» 7 кл. Учитель физики Кривых В.Д. Лицей 8 г. Пскова
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики Урок физики в 7 кл. по теме «Сила трения» (г. Псков, лицей 8 Кривых В.Д.)
Технология проблемно- диалогического урока Урок физики в 7 классе по теме «Строение вещества» (семинар в Себежской школе )
Технология деятельностного метода (Л.Г. Петерсон) 1)Самоопределение к деятельности 2)Актуализация знаний 3)Постановка учебной задачи 4)Построение проекта выхода из затруднения 5)Первичное закрепление во внешней речи 6)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7)Включение в систему знаний и повторение 8)Рефлексия деятельности (итог урока) 1 2 ИКП 4 {
У. Глассер 10 % - если прочитал 20 % - если слушаешь 30 % - если смотришь 50 % - если смотришь и слушаешь 75 % - если сам действуешь 85 % - если обсуждаешь то, что узнал 95 % - если учишь другого
« Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества » В.А.Сухомлинский
Литература Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. В 2 кн. - М.:ВЛАДОС,2000. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогическое общество России, Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. – М., 1975 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Спасибо за внимание!