Формирование речемыслительной деятельности и коммуникации у детей старшего дошкольного возраста Опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 38 «Солнышко» комбинированного вида» города Орска
Актуальность опыта Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка создает необходимые условия для полноценной жизнедеятельности, развития его способностей, успешного овладения бытовыми, учебными, игровыми умениями и навыками. Успешная социальная адаптация ребенка зависит от уровня сформированности речемыслительных операций, обеспечивающих развертывание мысли во внешней речи. Развитие речемыслительной деятельности - важная задача подготовки дошкольников к школе. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Противоречия между: Потребностью общества в активных, конкурентоспособных, творческих людях. Необходимостью в повышении качества образования, в поиске новых путей в развитии компетентной личности: гибкой, готовой к принятию неординарных решений, не боящейся перемен. Увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения и нейропсихологические проблемы, что приводит к затруднениям в школьном обучении и социальной адаптации к условиям современного общества. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: И зучение возможности формирования речемыслительных операций у дошкольников средствами предметно- практической деятельности И зучение возможности формирования речемыслительных операций у дошкольников средствами предметно- практической деятельности МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Объект исследования - речемыслительная и коммуникативная деятельность дошкольников 5-7 лет Предмет исследования – Предмет исследования – педагогический процесс, направленный на развитие речемыслительных операций у старших дошкольников с использованием предметно- практической деятельности МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Гипотеза исследования: Формирование речемыслительной деятельности дошкольников будет успешной при условии: доминирования у детей - «эмоциональной», «поведенческой», «когнитивной» регуляции речемыслительной деятельности; активизации речемыслительной деятельности дошкольников посредством организованного педагогического процесса на основе интеграции различных видов детской деятельности; активизации речемыслительной деятельности дошкольников посредством организованного педагогического процесса на основе интеграции различных видов детской деятельности; профессионального сотрудничества по решению задач формирования речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста. профессионального сотрудничества по решению задач формирования речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Методологической основой исследования послужили положения: о системности организации высших психических функций (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия); о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности (А.Н.Леонтьев); о единстве мышления и речи, соотношении языка и речи (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, В.И.Лубовский, А.Р.Лурия); теория речевой деятельности (Т.В.Ахутина, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др.); о внешней предметной деятельности как генетически исходной форме психической деятельности (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка (Л.С.Выготский); об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка (Л.С.Выготский); о поэтапном формировании умственных действий (П.Я.Гальперин); о формировании семантических, речемыслительных и языковых операций (Л.Н.Ефименковой, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой). МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Теоретическая значимость исследования: расширены представления об особенностях формирования речемыслительных операций у старших дошкольников; расширены представления об особенностях формирования речемыслительных операций у старших дошкольников; теоретически обоснована технология формирования речемыслительной деятельности старших дошкольников с использованием предметно- практической деятельности. теоретически обоснована технология формирования речемыслительной деятельности старших дошкольников с использованием предметно- практической деятельности. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Практическая значимость исследования: разработана коррекционно-развивающая технология, определяющая основные этапы и направления педагогического воздействия по формированию речемыслительных операций у старших дошкольников с нормой речевого развития и у детей с общим недоразвитием речи МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Этапы решения проблемы: Поисковый Определение и изучение методологической базы исследования и необходимых для работы ресурсов. Деятельностный Реализация коррекционно-развивающей технологии, определяющей основные этапы и направления педагогического воздействия по формированию речемыслительных операций у старших дошкольников с нормой речевого развития и у детей с общим недоразвитием речи Рефлексивный Анализ, обобщение полученных результатов, подведение итогов, разработка методических рекомендаций, коррекция деятельности. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Пути решения проблемы Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Работа с детьми Цель: Цель: ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развивать связную речь дошкольников Совершенствовать лексико- грамматический строй речи Формировать неречевые процессы, осуществлять профилактику дисграфии Формировать мыслительные операции: анализ, синтез, классификация Формировать коммуникативную деятельность Формировать эмоциональные состояния в процессе взаимодействия Формировать логическое мышление у дошкольников Задачи педагогического взаимодействия ПУТИ РЕШЕНИЯ МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР в процессе экспериментирования МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Цель: Рассмотреть возможность использования экспериментирования в процессе развития речи у дошкольников с ОНР МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Освоение поступаемой информации МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Методические приемы для создания проблемных ситуаций Создание противоречий и поиск их решения; Создание противоречий и поиск их решения; Различные точки зрения на один и тот же вопрос; Различные точки зрения на один и тот же вопрос; Сравнения, обобщения, выводы; Сравнения, обобщения, выводы; Постановка конкретных вопросов; Постановка конкретных вопросов; Проблемные задачи: Проблемные задачи: - с недостаточными или избыточными исходными данными - неопределенность в постановке вопроса - задача с противоречивыми данными - задача с допущенными ошибками. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Уточнение и обогащение пространственно временных представлений детей МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Развитие и уточнение пространственных представлений: 1. Дифференциация правых и левых частей тела (правая левая рука, нога; правое и левое ухо; правый и левый глаз). Наглядный вариант: воспроизведи движения, которые выполняет сидящий напротив – коснуться левой рукой правого глаза, правой рукой левого уха и т.д. Речевой вариант: Инструкция: Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Определение 3. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв - определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга - нарисовать называемые - нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры справа или слева от линии. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Развитие и уточнение временных представлений : 1. Уточнение понятий об основных единицах времени( части суток, время года, месяцы, год). Закончи предложения: Если сегодня понедельник, то завтра… Если сегодня воскресенье, то вчера была… 2. Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, роли в семье. Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Итог работы Включение в систему работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно – временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразиться на формировании неречевых процессов упредит возникновения графических ошибок на письме. Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка. 1. Уточнение понятий об основных единицах времени( части суток, время года, месяцы, год). Закончи предложения: Если сегодня понедельник, то завтра… Если сегодня воскресенье, то вчера была… 2. Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, роли в семье. Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Итог работы Включение в систему работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно – временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразиться на формировании неречевых процессов упредит возникновения графических ошибок на письме. Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Развитие речемыслительной деятельности у дошкольников через продуктивные виды деятельности
Формирование творческого мышления Планирование предстоящей работы Выбор способов Средств осуществления Проверка результатов МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Итог: - вербализация умственных действий; - формирование речемыслительной деятельности; - направленность на совмещение развития устной речи и творческого мышления. Речемыслительная деятельность Полноценное восприятие и понимание учебного материала Осуществление различных видов классификаций: анализ, синтез, абстракция, обобщение. Осуществление контрольных действий и самоконтроль МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Основные этапы работы по технике оригами научить ребенка проговаривать свои действия, используя терминологию; отработать простые приемы складывания квадрата: точно совмещать углы и стороны; научить складывать базовые формы по образцу: треугольник, воздушный змей, двойной треугольник, конверт, рыба, двойной квадрат; научить детей самостоятельно складывать простые фигуры, опираясь на схему. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Выводы об уровне сформированности интеллектуальных умений планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления; планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления; проверка результатов с коррекцией в процессе работ; проверка результатов с коррекцией в процессе работ; фиксация умений и навыков конструирования в развернутом учебном высказывании; фиксация умений и навыков конструирования в развернутом учебном высказывании; умение оказывать помощь друг другу, умение оказывать помощь друг другу, проявлять контактность и коммуникабельность. проявлять контактность и коммуникабельность. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Совершенствование речевой коммуникации и связного высказывания дошкольников – как одного из важнейших компонентов готовности к школьному обучению
Основная задача коррекционной группы - коррекция речевого дефекта и подготовка к школьному обучению коррекция речевого дефекта и подготовка к школьному обучению Задачи коррекционной работы: компенсация речевого дефекта; формирование коммуникативной деятельности. Направления коррекционного воздействия: Нормализация внеречевых процессов; Восполнение пробелов в формировании коммуникатив-ной деятельности. 6 моделей взаимодействия «взрослый – ребенок», «взрослый – дети»,«взрослый – ребенок – ребенок»,«ребенок – ребенок»,«ребенок – дети»,«дети – дети» МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Основные направления формирования коммуникативной деятельности в течении года Второе направление: Восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности: постепенное обучение общению в процессе активного взаимодействия ребенка с другими людьми Первое направление: Нормализация речевых процессов; формирование общего и речевого поведения МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Формирование эмоциональных состояний в процессе взаимодействия Грусть, печаль Злость Страх Спокойствие МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста c нормой и речевыми нарушениями
Этапы становления логического мышления Понятийное Допонятийное Эгоцентризм Трансдукция Отсутствие представления о сохранении количества Синкретизм МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Этапы формирования логического мышления у дошкольников Сравнение, обобщение, группировка, Сравнение, обобщение, группировка, классификация классификация Моделирование Моделирование Алгоритмы Алгоритмы Комбинаторика Комбинаторика Задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации Задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации Уточнение скрытого смысла загадок, пословиц Уточнение скрытого смысла загадок, пословиц Решение ребусов, кресс-кроссов Решение ребусов, кресс-кроссов МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Сравнение, обобщение, группировка, классификация Выделение существенных признаков; Выделение существенных признаков; Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам; Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам; Знакомство с родо-видовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов; Знакомство с родо-видовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов; Классификация предметов (по одному, двум и более признакам). Классификация предметов (по одному, двум и более признакам). МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Сравнение, обобщение, группировка, классификация Выделение существенных признаков Летает – не летает; Съедобное – не съедобное; Я знаю, что красным (сильным, глубоким, тяжёлым, круглым, красивым…) бывает; Отгадывание и составление описательных загадок; МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Сравнение, обобщение, группировка, классификация Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам Что на что похоже? Зима – лето; Найди предмет, не похожий на другие Найди ошибку… Сравни картинки, найди отличия; Что изменилось? МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Сравнение, обобщение, группировка, классификация Знакомство с родо-видовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка и классификация предметов Сравнение, обобщение, группировка, классификация Знакомство с родо-видовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка и классификация предметов Скажи наоборот; Вопрос – ответ; Назови одним словом; Я знаю 5 названий одежды (обуви, мебели…); 4-й лишний; Что общего и чем отличаются? Установление аналогий. Найди нелепые ситуации. Чего не бывает? МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Моделирование, алгоритмы, комбинаторика Расположи, назови по-порядку; Что сначала, что потом; Цепочки; Установление последовательностей и логических рядов. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Найди истинное и ложное утверждение: В этой цепочке 5-я буква – о. В этой цепочке 3-я буква – л. В этой цепочке 2-я и 4-я буквы разные. В этой цепочке 1-я буква – согласная. Комбинаторика Соедини все фигурки в цепочку так, чтобы арбуз был пятым, а снеговик предпоследним мьло МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации Задачи на определение возраста; Задачи на определение возраста; Задачи на отрицание; Задачи на отрицание; Задачи на различие; Задачи на различие; Задачи на сравнение; Задачи на сравнение; Задачи на совмещение; Задачи на совмещение; Задачи на причинно-следственные зависимости; Задачи на причинно-следственные зависимости; Задачи на соотнесение понятий и предметов; Задачи на соотнесение понятий и предметов; Логико-поисковые задачи; ( «Сколько человек тянули репку?») Логико-поисковые задачи; ( «Сколько человек тянули репку?») Задачи-шутки ( «Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?») Задачи-шутки ( «Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?») Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек? МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Решение ребусов МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Решение кресскроссов МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Работа с педагогами Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области формирования речемыслительной деятельности дошкольников Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области формирования речемыслительной деятельности дошкольников Подготовка Мониторинг в области готовности педагогов к развитию речемыслительных способностей детей дошкольного возраста Организация деятельности Организация методического сопровождения педагогов в исследуемом направлении Результаты Реализация технологии формирования речемыслительной деятельности на основе современных образовательных технологий МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Практический этап Цель - повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию речемыслительной деятельности в предметно-практической деятельности Задачи методической службы Форма мероприятия и его темаУчастие специалистов ДОУ МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК Формирование у педагогов осознанного отношения к организации коррекционно- развивающего процесса формирования речемыслительной деятельности старших дошкольников 1.Опрос воспитателей 2.Дискуссия «Готовность ребенка к школе с позиций социальной компетентности выпускника» 3.Встреча с учителем начальных классов СОШ 4 г. Орска Педагог – психолог ДОУ, старший воспитатель
Практический этап Задачи методической службы Форма мероприятия и его темаУчастие специалистов ДОУ КОГНИТИВНЫЙ БЛОК Формирование у педагогов представлений и профессиональных навыков об организации процесса по формированию речемыслительной деятельности в предметно- практической деятельности. 1.Круглый стол; «Современные образовательные технологии по развитию коммуникативных навыков дошкольника и формированию мыслительных операций» 2. Дискуссия: «Организация развивающего пространства, способствующего формированию мыслительных операций и стимулированию коммуникативной активности» 3. Лекция-диалог «Принципы построения единого развивающего пространства ДОУ для формирования речемыслительной деятельности старших дошкольников» Старший воспитатель Педагог – психолог ДОУ Учитель - логопед МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БЛОК Развитие у педагогов аналитико- прогнозирующих, конструктивных, коммуникативных и рефлексивных умений Тренинг по развитию коммуникативных умений Серия мастер-классов «Формирование речемыслительной деятельности и коммуникации средствами предметно- практической деятельности (экспериментирования, продуктивных видов деятельности, познавательных занятий)» Семинар с элементами тренинга «Позиция воспитателя во взаимодействии с ребенком как условие совершенствования коммуникации дошкольников». Разработка сценариев мероприятий для родителей, наглядной информации для родителей. Педагог – психолог ДОУ Старший воспитатель Педагог - новатор Учитель-логопед, Педагоги ДОУ МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Работа с родителями Цель: повышение педагогической грамотности родителей в сфере формирования речемыслительной деятельности старших дошкольников с нормой и речевыми нарушениями. Цель: повышение педагогической грамотности родителей в сфере формирования речемыслительной деятельности старших дошкольников с нормой и речевыми нарушениями. Результат взаимодействия с родителями Результат взаимодействия с родителями 1. оформление персонального сайта дошкольного учреждения; 2. активное включение родителей в образовательный процесс. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Семья Мед. персонал Педагог- психолог Учитель- логопед Физ. инструктор воспитате ли Педагог доп. образования Администрация ДОУ (заведующий, ст. воспитатель) Цель: создание системы медико -психолого-педагогической поддержки семьи Принципы работы с родителями: Целенаправленность;Системность;Плановость; Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфике каждой семьи; Доброжелательность;Открытость. Методы изучения семьи: Анкетирование; наблюдение за ребенком; Посещение семьи ребенка; обследование семьи с помощью проективных методик; Беседа с ребенком; беседа с родителями. Формы работы Центра с родителями Общие, групповые, индивидуальные Педагогическое консультирование, беседы, семинары, тренинги Совместное проведение занятий, досугов, праздников Родительский клуб: По интересам; По запросу родителей, педагогов; «Школа молодого родителя» Психолого-педагогическая гостиная Наглядно-информационные формы работы: Памятки; «вопрос-ответ»; печатные издания (газета «Для заботливых родителей»); выставки достижений детей; экспресс информация для спешащих родителей и т.д. Медико – психолого-педагогический консилиум Дни открытых дверей Создание и взаимодействие общественных родительских организаций Проектная деятельность детей, родителей, педагогического коллектива Участие в методической работе: предоставлении опыта семейного воспитания, участие в педагогическом процессе Включенность родителей в образовательный процесс как равноправного партнера Повышение психолого- педагогической компетентности родителей Оказание коррекционной помощи семье Результат: коррекциякоррекция > комбинированного вида г. Орска МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Рефлексивный этап : Педагоги:Воспитанники: Используют современные образовательные технологии по формированию речемыслительной деятельности Развиты мыслительные процессы; коммуникативные навыки Выстроена система психолого- педагогического сопровождения ребенка в коррекционно- образовательном процессе Устранены дефекты речи (общее недоразвитие речи и заикание) Распространяется опыт работы в данном направлении среди педагогической общественности: на городском семинаре для воспитателей ДОУ (2010 год); на сайте издательства «1 сентября», Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (2011 год) Сформирована готовность к школьному обучению МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
Риски: Возможные трудности: Пути решения: Низкая мотивация педагогов и родителей - Разработка модели взаимодействия различных специалистов; - Организация психопрофилактической и просветительской деятельности; - Использование интернет ресурсов Недостаточная преемственность в работе ДОУ и школы - Проведение совместных методических мероприятий; - Совместный мониторинг сформированности речемыслительной деятельности; - Создание образовательных программ, основанных на результатах совместного мониторинга. Увеличение в ОУ количества детей с особыми образовательными потребностями - Содействие в создании условий для детей с особыми образовательными потребностями в ОУ; - Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса. МДОБУ "Детский сад 38 г. Орска"
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ