Характеристика самостоятельного учения Ученик знает и понимает цели обучения; умеет самостоятельно мыслить; способен ориентироваться в новой ситуации; стремится найти свой подход к новой задаче; осознаёт способы приспособления знаний; способен высказывать свою точку зрения; умеет планировать свою деятельность во времени; осуществляет систематический самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Алгоритм подхода к выполнению учеником любой работы (указания учителя) С чего начать работу? Что делать потом? Можно ли сразу сказать, что получится? Как себя проверить? (необходимо сформировать за первое полугодие первого класса)
Упражнение по формированию умения планировать свою деятельность: Исключи лишнее действие в плане определения падежа имени существительного: Найду слово, от которого зависит данное; Поставлю вопрос от этого слова к данному; Поставлю знак ударения; По вопросу определю падеж; Проверю выполненную работу.
Простейшие формы самоконтроля результатов работы ученика: (итоговый и прогнозирующий контроль) Проверю решение задачи, составив обратную; Сверю свой результат с результатом других учеников; Сверю свой результат с учебником, словарем; Проверю по образцу. Прикину ответ; Проговорю по слогам; Подберу проверочное слово и т.д.
Упражнения по формированию умения ориентироваться во времени. Выполнение заданий в отведенное время, известное детям. Использование дидактических игр на развитие скорости, темпа работы. Хоровое проговаривание словарных слов, терминов. Чтение текста вместе с учителем или в паре с хорошо и быстро читающим учеником. Задания типа: «Установи, сколько примеров ты сможешь решить за одну минуту».
Решение педагогического совета: 1. ШМО включить в план работы теоретико- практические семинары с показом открытых уроков по темам: «Способы формирование у обучающихся навыков самостоятельной учебной деятельности». «Приемы и методы обучения учащихся умениям планирования, организации и самоконтроля». «Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе».
Главная задача современного учителя: Не просто научить, а научить учиться; Показать наиболее удобный путь получения информации, её анализа и грамотного её применения; Сделать учащихся мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.