Красноярск 2010 ИНСТИТУТ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Биронт В.С., Перебоева А.А., Орелкина Т.А., Дроздова Т.Н.
2 ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВР-МАГИСТР
Подписание Болонской Декларации в 1999 году и принятие России в состав Европейской культурной конвенции в сентябре 2003 года потребовало перехода высшего образования в России на двухступенчатую систему высшего профессионального образования бакалавр-магистр
Двухуровневая система образования обеспечивает: получение студентами фундаментального образования в достаточно широкой области знаний и элементами начальной профессионализации; развитие на этой основе системы углубленной профессиональной специализации, подготовки кадров для научно-исследовательской и педагогической деятельности. Система образования бакалавр-магистр
Специалисты, подготовленные по единому направлению, и оканчивающие высшую школу на различных образовательных уровнях должны иметь единые представления о предмете труда и методах решения тех или иных задач в своей практической деятельности. Бакалавр, инженер, магистр и аспирант должны уметь решать единые задачи, определяемые требованиями производства и науки, в рамках полученных компетенций соответствующих присвоенной квалификации или степени. Система образования бакалавр-магистр
Поступление в магистратуру требует успешного завершения первого цикла обучения с присвоением первой академической степени бакалавра. Магистратура представляет собой второй уровень высшего образования с углубленной профессиональной специализацией, подготавливающая специалистов, владеющих методологией научного творчества, современными информационными технологиями и подготовленных к исследовательской, консультационной, аналитической и педагогической деятельности. Второй цикл должен привести к получению степени магистра. Согласно Болонской Декларации, научная подготовка в аспирантуре должна рассматриваться как третья ступень в системе непрерывного образования. При этом роль научных исследований в процессе обучения в аспирантуре является определяющим фактором.
углубленная специализация по выбранному профилю; выбор дополнительного направления обучения, что позволяет комбинировать знания и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей; получение степеней бакалавра и магистра может быть реализовано как непрерывно (непрерывный образовательный процесс), так и ступенями (как самостоятельные уровни профессионального уровня образования); магистерские дипломы легко сопоставимы во всех странах. мобильность в трудоустройстве: использование квалификации, компетенции и навыков на всем европейском пространстве высшего образования; возможность продолжить начатое в России образование в университетах за рубежом. Преимущества образования магистра
ОПЫТ КАФЕДРЫ «Металловедение и термическая обработка металлов» В Государственном университете цветных металлов и золота в 2000 году был разработан проект единого Государственного стандарта по направлению «Металлургия» по программе обучения бакалавр-магистр в сочетании с инженерной подготовкой, на основе которого на кафедре МиТОМ с 2000 года выпускаются бакалавры и магистры, подготовленные по двухступенчатой общеевропейской системе образования.
МАГИСТРЫ Год выпуска Количество человек Поступление магистров в аспирантуру Ведущие инженерно- технические работники промышленных предприятий (план)
ГОС по выпускникам определяет виды профессиональной деятельности, квалификационные уровни и компетенции бакалавра и магистра, которые позволят российским руководителям промышленности разобраться с новыми уровнями образования и определить место и значение магистра и бакалавра в реальном производственном и управленческом процессе нынешней России. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Виды профессиональной деятельности Бакалавра Инженера Магистра Производственно-технологическая; Организационно-управленческая; Научно-исследовательская; Проектная
Производственно-технологическая деятельность по ГОС Магистр Разработка задач, предусмотренных перечисленными пунктами для инженера ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Проектирование технологических процессов с использованием автоматизированных систем; Оценка инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий; Оценка экономической эффективности технологических процессов. Инженер Разработка и осуществление технологических процессов получения и обработки металлов и сплавов, а также изделий из них; Разработка мероприятий по защите окружающей среды от техногенных воздействий металлургического производства; Разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий в области металлургии и металлообработки; Обеспечение выполнения требований систем качества. Бакалавр УЧАСТИЕ в разработке задач, предусмотренных перечисленными пунктами для инженера
Организационно-управленческая деятельность Магистр ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений Подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы; Поддержание информационного пространства планирования и управления производством на всех этапах жизненного цикла производимой продукции; Подготовка бизнес- планов выпуска и реализация перспективных и конкурентоспособных изделий. Инженер Организация производства, труда и управления, метрологическое обеспечение, технический контроль, информационное обслуживание; Стандартизация технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; Технико-экономический анализ, составление необходимой ТД; Организация работ по управлению качеством продукции; Консультации по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических процессов. Проведение маркетинга для условий подразделения, предприятия или региона; Бакалавр УЧАСТИЕ в составлении необходимой технической документации, в работах по управлению качеством продукции;
Научно-исследовательская деятельность Магистр ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Поиск, анализ, синтез и представление информации по материалам и процессам; Разработка моделей и методик исследования процессов и материалов; Защита объектов интеллектуальной собственности; Координация работ и сопровождение внедрение научных разработок в производство; Маркетинг наукоемких технологий. Инженер Проведение теоретических и экспериментальных исследований процессов, агрегатов и продукции для их совершенствования; Проведение научных исследований и испытаний; Выполнение литературного и патентного поиска, подготовка технических отчетов, информационных обзоров, заключений и т.п. Бакалавр Выполнение литературного и патентного поиска, подготовка технических отчетов, информационных обзоров, заключений и т.п. УЧАСТИЕ в проведении научных исследований и испытаний;
Проектная деятельность Магистр Разработка задач, предусмотренных перечисленными пунктами для инженера ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТЛИЧИЕ ОТ ИНЖЕНЕРА НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА Инженер Технико-экономическое обоснование и разработка новых технологических процессов, разработка проектов реконструкции действующих и строительства новых цехов, промышленных агрегатов и оборудования; Конструирование и расчет технологической оснастки и ее элементов. Бакалавр ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА
Дополнительные компетенции, полученные при обучении в магистратуре ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ уметь использовать принципы управления качеством и процессного подхода с целью выявления объектов для улучшения; уметь исследовать патентоспособность и показатели технического уровня разработок; уметь разрабатывать научно-техническую документацию, оформлять научно-технические отчеты, публикации по результатам выполненных исследований; уметь использовать процедуры защиты интеллектуальной собственности; уметь проводить экспертизу процессов, материалов, методов испытаний.
Дополнительные компетенции, полученные при обучении в магистратуре ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ уметь управлять реальными технологическими процессами получения и обработки металлов; уметь прогнозировать работоспособность материалов в различных условиях их эксплуатации; уметь разрабатывать предложения по совершенствованию технологических процессов и оборудования.
Дополнительные компетенции, полученные при обучении в магистратуре ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ уметь управлять проектами; уметь обосновывать цель, необходимость и возможную схему финансирования разработки и применения материалов и технологий их получения;
Дополнительные компетенции, полученные при обучении в магистратуре НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ уметь на основе системного подхода строить модели для описания и прогнозирования явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ с оценкой пределов применимости полученных результатов; уметь планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; критически оценивать данные и делать выводы.
Дополнительные компетенции, полученные при обучении в магистратуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ уметь использовать автоматизированные системы проектирования; уметь разрабатывать технические задания на проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, средств автоматизации процессов.
Переход высшей школы на двухступенчатое образование бакалавр-магистр имеет безусловные преимущества: Первый цикл (бакалавриат) должен удовлетворять массовый социальный спрос на высшее образование, при этом обучение ориентируется на широкую область профессиональной деятельности (инженерное дело, педагогику, экономику и т.п.). Обучение второго цикла (магистратура) направлено на овладение знаниями и навыками конкретных профессий, по которым нужна углубленная подготовка. Общество не перестало нуждаться в элите (слое лучших по профессии, новаторов), ее формирование и становится задачей магистерского цикла. Образовательная система, реализующая подготовку бакалавров и магистров в вузе, действует в течение ряда лет и характеризуется только положительными результатами. Вывод