Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна
Содержание презентации: 1.Что называется научным исследованием? 2.Что лежит в основе исследовательской деятельности и в чём она проявляется? 3.Чем научное исследование отличается от учебного и что у них общего? 4.Как дать наиболее точное определение «исследовательской деятельности учащихся»?
Научное исследование: является одним из видов познавательной деятельности человека, направлено на выработку новых знаний, предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: - постановка проблемы; - изучение теории, посвященной данной проблеме; - подбор методик исследования; - сбор собственного материала; - анализ и обобщение собранного материала; - представление результатов проделанной работы
Исследовательская деятельность - побуждается поисковой активностью, - характеризуется исследовательским мышлением - проявляется в исследовательском поведении
Задачи учителя: Создавать условия для поддержания и развития поисковой активности школьников Создавать условия для овладения учащимися навыками исследовательского поведения Создавать условия для развития исследовательского типа мышления Выявлять и создавать условия для развития исследовательских способностей
Научное исследование и исследование учебное Цели Сущность (отличительные черты) Содержание деятельности Этапы Методы её проведения
2) поиск новых методов и способов деятельности Цели: Научное исследование и исследование учебное у учёного-исследователя: 1) поиск новых знаний, устанавливающих ту или иную истину в результате процедуры исследования; у учителя: развитие у учащихся готовности и способности самостоятельно осваивать новые способы деятельности в процессе, максимально напоминающем научный поиск у учащегося: 1) поиск субъективно новых знаний (новых для конкретного учащегося) 2) поиск новых методов и способов деятельности
Любая исследовательская деятельность строится на основе: (как правило – НАБЛЮДЕНИЕ) 2) принципов исследовательской деятельности, среди которых: 1) доминирующего метода - валидность - точность ; - воспроизводимость; - объективность ; - доказательность (характеризуется тем, насколько метод помогает изучать проблему);
Любое исследование проходит следующие этапы: - изучение эмпирического и/или теоретического материала; - постановка проблемы; - выдвижение гипотезы; - формулирование темы исследования; - постановка целей и задач; - планирование работы; - подбор методов и средств; - поиск возможных вариантов решения проблемы; - сбор собственного материала по проверке гипотезы; - обработка собранного материала, - его анализ и обобщение; - представление работы и её результатов
Исследовательская деятельность учащихся - Это целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Внимание! Учебное исследование отличается от практической работы В основе исследования лежит поиск решений, которые подтверждают или опровергают выдвинутую гипотезу Задача практикума – проиллюстрировать какое-либо явление или процесс. Результат практикума заранее известен
Проектная деятельность - активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности Внимание! Учебное исследование отличается от проектной работы
Существуют разные структуры проектно- исследовательской деятельности В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны Проектирование, составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например: сбором данных, опросом общественного мнения) 1 вариант 2 вариант 3 вариант Исследование, которому посвящена большая часть времени, завершается проектом
Учебный реферат – самостоятельная работа ученика по изучению, осмыслению и обобщению знаний по определенной теме, проблеме Внимание! Учебное исследование отличается от реферативной работы