Проектные технологии в совместной учебно- воспитательной деятельности семьи и школы учитель физики ГОУ СОШ 1161 Пархоменко Елена Кимовна
Школа должна стать центром взаимодействия, как с родителями, так и с другими организациями социальной сферы, обеспечивая успешную социализацию каждому ребенку Д.А. Медведев
В Москве большой % родителей имеют высшее образование, однако сегодня деятельное сотрудничество семьи и школы является не повсеместным Проект программы развития образования г. Москвы до 2016 года
Основные школьные проблемы и противоречия противоречияпроблемы Малое количество времени на изучаемый предмет. Низкий общекультурный уровень учащихся и высокие требования к знанию предмета; У учителя нет возможности спросить и выслушать каждого ребенка; Дети не могут объяснить грамотно то или иное физическое явление с использованием нужной терминологии
Основные трудности, испытываемые в семье ДетиРодители Много времени проводят за компьютером; К выполнению д/з подходят формально; Игнорируют командно- назидательный метод общения с родителями Вынуждены много времени проводить на работе; К контролю учебной деятельности ребенка часто подходят формально; Воспитание носит назидательный характер и строится большей частью с позиции субъект- объектного взаимодействия
общая сфера интересов в предметной области родители дети учитель ВЫХОД
Как добиться от родителей деятельного общения с собственным ребенком в предметной области?
Тренинг общения на родительском собрании Конус опыта
Тренинг общения на родительском собрании Пирамида обучения
Предложено: - ролевая смена позиций: ребенок – учитель, родители – ассистенты; - проектное взаимодействие в предметной области
Результат родительского собрания нет негативной реакции родителей на предложенный вид деятельности Получено 100% понимание ситуации Готовность родителей включиться в образовательный процесс предложенными методами
1. Проектное взаимодействие на основе индивидуальной работы с семьей Личностный рост и образовательный результат на примере Сунгатуллиной Алины – ребенка с ограниченными возможностями ВозрастНазвание проекта Причина включения родителей Метод работы Результат 9 классФокус или реальность Освоение предмета физики Ассистент учителя Консультиро- вание Контроль знаний Успешное освоение образователь- ного предмета
Результат родителей образовательный Освоили технологии и методы работы с собственным ребенком Сформировали собственную активную жизненную позицию Осознали и поменяли свое отношение к ребенку (субъект-субъектная позиция) Осознали что болезнь не повод в искусственном ограничении ее возможностей Духовно-нравственный Осознали собственную ответственность за будущее Алины: «не существование ребенка в физическом плане, а его развитие и полноценная жизнь в обществе Через семейный проект получен социально значимый результат, а также воспитание и развитие родителей
2. Проектное взаимодействие на основе групповой работы с семьями
Цель – помощь семьям в проектной деятельности: По организации проектной деятельности По педагогическому сопровождению По психологической поддержке Лекции Консультации Эксперимент Мастер-класс рефлексия Формы работы
3. Проектное взаимодействие на основе коллективной работы в классе Проект «Безопасное движение»
Образовательный результат Дети освоили метод проекта Научились на практике применять знания, полученные на уроке физики Применять знания по предмету в других ситуациях, не связанных с предметной областью Получили хороший социальный эффект Прошли практическую подготовку по безопасному поведению на дороге
Результат социального эффекта
Другие виды взаимодействия: Семейная лабораторияСемейный экскурсовод Исследование физических и потребительских свойств электроламп и других бытовых приборов Рассказ на уроках физики о музеях и выставках, посещенных с родителями в других городах и странах
Результат Учащиеся не испытывают затруднений при объяснении физики явления; Происходит смена позиции родителей в общении из «субъект- объектного в субъект-субъектное взаимодействие на деятельной основе; Родители получают возможность «завуалированного» контроля ребенка в совместной деятельности; Происходит смена формы контроля знаний со стороны родителей от формального к неформальному; Создается психологически-комфортная среда общения: ученики не отвечают домашнее задание, а делятся опытом своей деятельности; Создаются условия для успешной социализации и социально- значимой деятельности с использованием знаний по изучаемому предмету.