Научно-методическая и опытно- экспериментальная деятельность педагогического коллектива: итоги и перспективы Материалы к педагогическому совету МОУ гимназии августа 2009 г.
Эффективность реализации задач г.: Задачи гимназии в учебном году: 1.Развитие непрерывного педагогического образования и повышения квалификации, в том числе через организацию дистанционного обучения. Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций В течение отчетного года продолжала действовать программа непрерывного повышения квалификации педагогического коллектива. При этом акценты сместились с программ узко предметного содержания на универсальные инновационные программы освоения современных образовательных технологий, в том числе информационные. Установление партнерских взаимоотношений с НОУ «ИСО», приобретение статуса опорной площадки КОИРО, внедрение личностно ориентированной программы непрерывного повышения квалификации учителя, формирование индивидуальных программ повышения квалификации.
Повышение квалификации, рост педагогического профессионализма Установление партнерских взаимоотношений с НОУ «ИСО», приобретение статуса опорной площадки КОИРО, внедрение личностно ориентированной программы непрерывного повышения квалификации учителя, формирование индивидуальных программ повышения квалификации – все эти факторы повысили активность педагогического коллектива в освоении и распространении инновационного педагогического опыта. Вектором инновационной деятельности гимназии в отчетном году была система менеджмента качества образования, внедрение СОКО на основе здоровьесбережения. Создание системы менеджмента качества образования в гимназии осуществлялось на основе повышения квалификации администрации и специалистов гимназии, освоения современных управленческих технологий, в том числе дистанционных.
2. Достижение нового качества образования согласно социальному заказу. Развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, технологической, коммуникативной, исследовательской, информационной компетентностей, готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию. Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций Достигнуто значительное повышение активности учащихся в проектной и конкурсной деятельности. Расширился контингент учащихся, занятых в данной деятельности, как по возрасту, так и по уровню успеваемости – активизируются не только отличники, но и слабоуспевающие учащиеся. Усиление индивидуального подхода, инновационных технологий преподавания и воспитания. Акцент на воспитательные педагогические технологии в программах повышения квалификации учителей.
Экспериментальная деятельность коллектива Главным условием активизации инновационной работы педагогического коллектива явилась экспериментальная и проектная деятельность. Участие в работе площадки федерального уровня обеспечило необходимое высококвалифицированное научное руководство и сопровождение экспериментальной работы учителей. Участие в проектной деятельности международного уровня является сильным стимулом инновационной работы и повышения квалификации, способствует повышению личностного статуса учителя.
3. Создание системы эффективного взаимодействия всех участников образовательного, мониторинга социального образовательного заказа для оценки инновационной образовательной деятельности гимназии. Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций Расширение сети социального партнерского взаимодействия. Рост мотивации педагогического и ученического коллектива к участию в проектном, конкурсном движении, активизация личностной позиции учителя, учащегося. Освоение современных управленческих технологий, в том числе дистанционных. Повышение квалификации администрации и специалистов гимназии. Создание системы менеджмента качества образования в гимназии.
Проектная деятельность Рост мотивации педагогического и ученического коллектива к участию в проектном, конкурсном движении, активизация личностной позиции учителя, учащегося также связана с расширением сети социального партнерского взаимодействия. Активизации проектной деятельности учащихся и учителей, формированию ключевых компетентностей способствовало установление тесного сотрудничества гимназии с Областным экологическим центром, Музеем Мирового океана, Центром немецкого языка, Гете-институтом (Германия).
4. Формирование навыков здорового образа жизни, сохранение и защита здоровья обучающихся. Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций Повышение массовости спортивно- оздоровительной работы. Рост достижений учащихся на различного рода спортивных соревнованиях. Рост удовлетворенности учащихся и родителей условиями обучения. Владение здоровьесберегающими образовательными технологиями, акцент на здоровьесбережение в работе учителей по повышению квалификации.
Негативные тенденции Причины тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций Несмотря на повышение качества в отчетном году, ряд показателей (отклонения экзаменационной оценки от итоговой, отклонения реализованных отличных аттестатов от прогнозируемых и др.) свидетельствует, что далеко не все резервы повышения качества задействованы. Диагностика образовательного процесса на кафедрах на уровне самоанализа поставлена слабо. Учителя сдают статистические данные по итогам своей деятельности администратору, часто минуя заведующего кафедрой, не осуществляя самоанализа собственной деятельности. На уровне каждой кафедры усилить аналитическую работу. Осуществлять самодиагностику каждого учителя за каждую четверть, выявляя потенциальные проблемы и находя пути их решения.
Негативные тенденции Причины тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций Тенденция формального отношения к процедуре самопроектирования образовательной деятельности, заполнения листа самопроектирования. Формальное оценивание достижений учителя при заполнении формы БРОКО на уровне кафедры. Заведующие кафедрами должны взять под контроль самодиагностику каждого учителя за каждую четверть, для получения объективных показателей, для составления рейтинга учителей.
Негативные тенденции Причины тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций Отсутствие в документах кафедры данных по диагностике деятельности каждого учителя, что не позволяет проследить влияние динамики роста педагогического мастерства учителей с динамикой качества образовательного процесса. Недостаточное владение заведующих кафедрами методиками диагностики образовательного процесса. Наблюдения показали, что ряд учителей испытывает затруднения при анализе результативности собственной деятельности. Обучение заведующих кафедрами, учителей, отбору наиболее эффективных и простых в использовании методик диагностики.
Негативные тенденции Причины тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций На кафедрах в ряде случаев отсутствуют систематизированные данные о дидактических и методических материалах, составленных учителями на основе новых технологий. Новые педагогические технологии, освоенные в процессе повышения квалификации, используются эпизодически, в контексте рутинных методов. Усиление контроля со стороны зав. кафедрой за внедрением новых технологий. Взаимопосещение уроков учителями с последующим анализом. Отсутствие культуры систематизации и представления профессиональных достижений. Слабая мотивация у некоторых педагогов к самоанализу и представлению результатов своей деятельности. Создание условий для повышения мотивации: издание сборников материалов, проведение школьных конкурсов.
Выводы Таким образом, на основе проведенного анализа можно заключить, что методическая работа педагогического коллектива была направлена на решение поставленных планом работы гимназии целей и задач в рамках программы развития на г. Все поставленные цели и задачи выполнены. Повышение качества знаний учащихся, результативность личностных достижений учащихся подтверждает эффективность работы научно-методической службы и методического сопровождения образовательного процесса. Повышение педагогического профессионализма учителей реализовано в достижениях учащихся. Однако, несмотря на повышение качества в отчетном году, ряд показателей (отклонения экзаменационной оценки от итоговой, отклонения реализованных отличных аттестатов от прогнозируемых и др.) свидетельствует, что далеко не все резервы повышения качества задействованы.
Тема научно-методической работы гимназии на г.: «Создание системы постоянного повышения профессионализма педагогов как условия достижения высокого качества основного и дополнительного образования» Методическая предметная кафедра - главное звено организации методической работы по повышению качества образования. Следовательно, в следующем учебном году необходимо усилить личностно ориентированный подход к организации внутрикафедральной методической работы. На уровне каждой кафедры усилить аналитическую работу, осуществлять самодиагностику работы каждого учителя, выявляя потенциальные проблемы и находя пути их решения.