Проектная деятельность учащихся
Я знаю, для чего мне надо все то, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить
Типы проектов Исследовательские проекты -Выявление и постановка проблемы; -Формулировка гипотезы -Планирование действий -Сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией -Подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.) -Защита, презентация проекта.
Примеры: «100 способов доказательства теоремы Пифагора», «Возможные подходы к теореме Ферма», «Аксиома параллельности – аксиома или теорема?», «Измерение расстояний до недоступных объектов» и т.д.
Прикладные проекты. Четко обозначается результат деятельности его участников: -Проект математического закона или свода правил -Модель какого-то объекта, процесс доказательства теоремы -Конструкторский проект и т.д.
Примеры: Примеры: «Самодельная логарифмическая линейка и ее применения», «Конструирование шарнирных моделей геометрических тел», «Прямоугольный центроискатель как иллюстрация практического применения теорем геометрии», «Стереометрия и черчение в проектировании дачного строения» и т.д.
Информационные проекты. Информационные проекты. Направлен на анализ и обобщение для широкой аудитории какой либо информации. Доступ к информационной базе в любой форме: библиотека, видеотека, Интернет и т.д.
Примеры: «Этимологический словарь математических терминов», «Важные даты истории Отечества», «Топографическая карта по архитектурным достопримечательностям нашего района» и т.д.
Словарь начинающего исследователя Проблема как категория предполагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема отражает проблему в ее характерных чертах. (Влияние компьютера на здоровье человека)
Цель исследования – это желаемый конечный результат. -Определить какие-то качества малоизученных явлений -Выявить взаимосвязь явлений. -Описать новое явление. -Изучить динамику явлений. -Найти закономерность в процессах, явлениях. -Создать классификацию. -Создать способ (методику). -Адаптировать методику.
Задача исследования – комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента, частные цели выбора путей и средств для достижения главной цели. Познакомиться, освоить, изготовить, изучить, проследить, выяснить и т.д.
Гипотеза исследования – предположение о причинах, связях, характеристиках явлений, объектов, не вполне доказанное, т.е. развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер,т.е. технологию того нововведения, в в результате которого ожидается достижение цели исследования. Если…, то…
Методы – основные способы исследования. Практическая значимость исследования – определяется влиянием полученных результатов на решение практических вопросов.
Научный стиль Характерно: -Логическая последовательность изложения -Однозначность, точность формулировок -Лаконизм и конкретность -Объективность формулировок.
Логичность предполагает последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания исследования, что достигается: -Последовательностью развития мысли (во-первых, прежде всего, далее…) -Правильным установлением причинно- следственных отношений (как уже было сказано, кроме того, к тому же…) -Указанием на противоречия (однако, между тем, с другой стороны…)
Точность проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи зависит от правильного словоупотребления, в первую очередь терминов. Научный стиль требует однозначного обозначения понятий, явлений, предметов.
Конкретность предполагает использование реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, измерений. Конкретность требует доказательности: цитирования, ссылок на первоисточники, результатов исследования.
Лаконизм (сжатость) при насыщенности содержания достигается путем строгого отбора лексики, четкой структурированности текста, использования рубрикации.
Примеры проектов -Вероятность вокруг нас -Влияние состояния мирового рынка нефти на экономическую ситуацию в России -Зачем нужны геометрические преобразования -Ученые математики нашего района -Математика в современной экономике -Математика и искусство -Математика-теория или практика?
-Математические коллекции (софизмы, интересные числа) -Мир многогранников -Предел в математике и идеал в литературе. Достижение недостижимого -Создание историко-математической энциклопедии для 5-8 классов -Удивительная страна – математика -«Чем дальше в лес, тем больше дров»: функции вокруг нас.
Актуальность исследования – необходимость изучения данной проблемы в настоящее время.(возникла необходимость мониторинга состояния организма под воздействием компьютера) Объект исследования – процесс, явление, природное тело или существо, которое порождает проблемную ситуацию, требующую изучения. (действующее расписание уроков в средней школе)