Начальная школа готовится к поэтапному переходу на стандарты второго поколения. В МОУ СОШ 10 учителем Морозовой М.С. реализуется УМК «Планета знаний». Анализ данного учебно-методического комплекса показал, что он полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения.
Авторы работы О.В.Антоненкова М.С.Морозова г.Фурманов 2009г.
«Букварь», «Прописи», «Русский язык» (1 класс) –Т.М.Андрианова В.А.Илюхина «Русский язык» (2-4 класс) –Л.Я.Желтовская «Литературное чтение» –Э.Э.Кац «Окружающий мир» –Г.Г.Ивченкова И.В.Потапов; Е.В.Саплина (3-4 класс) «Математика» –М.И.Башмаков М.Г.Нефедова «Музыка» –Т.И.Бакланова «Изобразительное искусство» – Н.М.Сокольникова «Английский язык» (2-4 класс) – К.В.Насоновская Н.Ю.Горячева С.В.Ларькина УМК под общей редакцией И.А.Петровой
-приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения; -развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной; -начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
обеспечить условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики; создать условия для эффективного и оптимального практического усвоения учащимися нового стандарта начального общего образования; - сформировать, развить и сохранить у учащихся интерес к процессу обучения; создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; ориентировать учебный процесс на воспитание нравственности ребенка.
При отборе содержания для УМК «Планета знаний» учитывались как устоявшиеся в дидактике принципы, так и современные, нашедшие отражение в содержании стандартов 2 поколения: принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Содержание учебников соответствует требованиям Новых государственных стандартов 2 поколения. Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности.
В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями. В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирования разнообразных познавательных интересов. В учебниках представлены инвариантная и вариативная части, обеспечивающие право каждого ребенка на получение равного с другими начального образования.
-совместные (парные, групповые); система дифференцированных и творческих заданий; задания повышенной сложности (интеллектуальный марафон) ; задания на информационный поиск; тренинговые листы с разнообразными формами контроля и самоконтроля; использование проектной деятельности.
единство структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий, единство подходов к организации учебной деятельности. Все учебники УМК имеют единую структуру: основой организации учебного пространства являются крупные разделы; каждый урок раздела делится на инвариантную и вариативную часть; задания повышенной сложности; наличие типовых заданий на формирование информационной грамотности в учебниках развивает у учащихся потребность в поиске необходимой информации для решения учебных и познавательных задач; система дифференцированных заданий и тренинговых листов.
проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную деятельность и формирует умение распределять и нести ответственность за выбранную социальную роль;
Проекты. План подготовки проекта. 1. Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект. 2. Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один. 3. Продумайте этапы деятельности. 4. Решите, кто и за что будет отвечать. 5. Выясните, что нужно подготовить заранее. 6. Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому можно обратиться за помощью. Стенд «Самый легкий и самый тяжелый» Этапы деятельности. 1. Определите, в какой области вы будете искать чемпионов по массе: среди животных, среди людей, среди плодов растений, среди планет и т. Д. 2. Соберите сведения. 3. Напишите текст. 4. Нарисуйте иллюстрации, подберите фотографии. 5. Оформите материалы в виде стенда. Роли: авторы, художники, редакторы, оформители. Викторина «Что тяжелее? Что легче?» Этапы деятельности. 1. Определите темы заданий (о предметах, о животных, о материалах и т.д.). 2. Определите виды заданий (устные, наглядные). 3. Подберите материал (книги, статьи, предметы, видеоматериалы). 4. Подготовьте вопросы. 5. Определите, как оценивать ответы. Роли: авторы вопросов, ведущий, жюри, оформители. Исследование «Как зависит сила притяжения от массы предмета?» Этапы деятельности. Постановка проблемы: Какие предметы сильнее притягиваются к земле? Выдвинете предположение. Проведите опыты. Возьмите небольшие предметы, которые сильно отличаются по массе, например воздушный шарик и небольшой камень. Поместите их на одинаковую высоту (на шкаф или на подоконник) и слегка подтолкните к краю так, чтобы они упали вниз. С помощью секундомера измерьте время падания. Сформулируйте выводы. Какие еще проекты предложил бы ты?
личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; ориентирование педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ; создание образовательной среды, способствующей эмоционально- ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; формирование учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка.