РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Методические рекомендации
Структура программы : I. Введение II. Цели, планируемые результаты III. Условия и механизмы развития УУД 3.1 Принципы организации учебно - воспитательной деятельности 3.2 Технологии, методы и приемы развития УУД в основной школе 3.3 Проектная деятельность 3.4 Исследовательская деятельность 3.5 Формирование ИКТ – компетентности обучающихся 3.6 Формирование основ читательской компетенции. IV. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД © Куединский РМЦ, 2011
Раздел I. Введение Актуальность реализации программы. Описание места и роли программы в реализации требований стандарта. Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий. Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков. Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий © Куединский РМЦ,
Актуальность Требования новой парадигмы образования Востребованность в документе, описывающем номенклатуру УУД, систему работы школы, ориентированной на формирование УУД. Источники : - Фундаментальное ядро содержания общего образования - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли. - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ © Куединский РМЦ, 2011
Запросы общества Смена парадигмы образования Приоритет развивающего потенциала образования Сохранение единства образовательного пространства, преемственность образования У спешная социализация учащихся Универсализация содержания образования Актуальность программы развития УУД 5 © Куединский РМЦ, 2011
Описание места и роли программы в реализации требований Стандарта Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно – воспитательных программ и служит основой для разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности © Куединский РМЦ, 2011
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий Понятие, функции УУД описаны в Фундаментальном ядре содержания общего образования Состав и характеристики описаны в пособии « Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли » © Куединский РМЦ, 2011
Состав универсальных учебных действий учетом возрастных психологических особенностей подростков. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сфер подростка. Источники : Примерная программа ООО Пособие « Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли » © Куединский РМЦ, 2011
В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – положена концепция структуры и динамики психологического возраста ( Л. С. Выготский ) и теория задач развития ( Р. Хевигхерст ), что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевым в определении умения учиться для основного общего образования © Куединский РМЦ, 2011
Системно - деятельностный подход, как методологическая основа формирования универсальных учебных действий Понятие системно - деятельностного подхода Роль системно - деятельностного подхода в формировании УУД © Куединский РМЦ, 2011
Цель и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию УУД в основной школе Примеры формулировки цели : 1, 2, 3,123 Задачи конкретизируют цель, отражают основные направления деятельности школы по формированию УУД : организация деятельности по развитию УУД в урочной и внеурочной деятельности, формированию проектно - исследовательской компетенции, ИКТ – компетенции учащихся, читательской компетенции, организация методической подготовки педагогов по вопросам формирования УУД. Примеры формулировки задач : 11 Общие формулировки по описание результатов, ссылка на раздел программы « Планируемые результаты » © Куединский РМЦ, Раздел II. Цель, задачи, планируемые результаты
Цель программы : Создание условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательного процесса, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся © Куединский РМЦ, 2011
Цель программы : Обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию, и саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта © Куединский РМЦ, 2011
Цель программы : Создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся. Организация системы мероприятий по формированию УУД. Определение механизмов формирования УУД в условиях реализации ФГОС в основой школе © Куединский РМЦ, 2011
Задачи программы : 1. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предметных дисциплин. 2. Формирование УУД во внеурочной деятельности. 3. Организация проектно - исследовательской деятельности, как приоритетного направления работы школы в развитии УУД. 4. Организация деятельности по развитию ИКТ – компетентности и читательской компетенции. 5. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД © Куединский РМЦ, 2011
3.1 Принципы организации учебно - воспитательной деятельности 3.2 Технологии, методы и приемы развития УУД в основной школе 3.3 Проектная деятельность 3.4 Исследовательская деятельность 3.5 Механизмы формирования ИКТ – компетентности учащихся. 3.6 Методы развития читательской компетенции учащихся © Куединский РМЦ, Раздел III. Условия и механизмы развития УУД
3.1 Принципы организации учебно - воспитательной деятельности Реализация системно - деятельностного подхода Новая трактовка принципов обучения Научность Доступность Прочность Наглядность Связь теории и практики Сознательность и активность Ориентированность на результат Сотрудничество Системность Преемственность © Куединский РМЦ, 2011
3.2 Технологии, методы и приемы развития УУД в основной школе Учебные ситуации Типовые задачи Педагогические технологии : Технология развития критического мышления через чтение и письмо Технология проектной деятельности учащихся Метод исследования ИКТ - технологии Проблемное обучение Технология дискуссий Технологии групповой работы © Куединский РМЦ, 2011
Учебные ситуации, типовые задачи Понятие Применение учебных ситуаций, типовых задач на предметном содержании и в ходе внеурочной деятельности © Куединский РМЦ, 2011
Педагогические технологии Педагогические технологии в аспекте реализации системно - деятельностного подхода. Описание категорий УУД, формируемых в результате использования педагогических технологий © Куединский РМЦ, 2011
3.3 Проектная деятельность Понятие Содержание – типы проектов, проектная деятельность на уроке, во внеурочной, внешкольной деятельности Система мероприятий – описание организации проектной деятельности на предметном содержании : дисциплины, реализующие проектную деятельность, типы проектов, описание мероприятий по организации, осуществлению различных типов проектов во внеурочной деятельности, рассмотреть возможности внешкольного взаимодействия Система оценивания – критерии оценивания проектной работы © Куединский РМЦ, 2011
3.4 Исследовательская деятельность Понятие Содержание – формы организации учебно - исследовательской работы на урочных занятиях и внеурочной деятельности. Система мероприятий – организация исследовательской деятельности на уроке, типы исследований, система мероприятий по организации исследовательской работы во внеурочной деятельности. Система оценивания – критерии оценивания сформированности исследовательских навыков © Куединский РМЦ, 2011
3.5 Механизмы формирования ИКТ – компетентности учащихся. Понятие ИКТ - компетентности Содержание – методы, формы работы, ориентированные на развитие ИКТ - компетентности Система мероприятий – в соответствии с планируемыми результатами продумать возможности внедрения ИКТ – технологий на уроках, предусмотреть возможности внеурочной деятельности в формировании ИКТ – компетентности учащихся – курсы, актуализация дистанционного обучения, сетевых форм взаимодействия и т. д. Система оценивания – критерии и методы оценивания © Куединский РМЦ, 2011
3.6 Формирование читательской компетентности Понятие читательской компетентности Содержание – виды и типы чтения Система мероприятий – описание условий организации эффективного обучения чтению Система оценивания – уровни грамотности чтения, методы оценивания. Источники : Пособие « Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли » © Куединский РМЦ, 2011
Система мероприятий по методической подготовке педагогов © Куединский РМЦ, МероприятияСроки Курсовая подготовка Профессиональные объединения Семинары Тьюторское сопровождение Трансляция положительного опыта И т. д. Раздел IV. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования УУД