Проектная работа по музыке «Новаторство Рихарда Вагнера в оперном искусстве» ученицы 5-1 класса МОУ « Гимназии » г. Вольска Шапошниковой Ксении
Произведения Вагнера сильно отличались от традиционных опер, он по праву считается реформатором оперного искусства. Личность Вагнера воспринималась неоднозначно, его обожали или ненавидели; но даже самые убежденные противники композитора не в силах были отрицать его величия. Рихард Вагнер. Портрет работы Ф. Ленбаха год. Рихард Вагнер
Рихард Вагнер родился в Лейпциге 22 мая 1813 года. Свои первые впечатления об искусстве будущий композитор получил от отчима актера Л.Гейера. Мальчик часто бывал в театре и в зрительном зале, и за кулисами, уже тогда его привлекла опера, ставшая основной формой его сочинений. Большое влияние оказала на Вагнера и литература, его любимыми писателями были Шекспир и Гомер. Музыкальными пристрастиями юного Вагнера стали произведения Бетховена и Вебера.
В 1831 году юноша поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал серьезно заниматься теорией музыки. После сравнительного успешного исполнения своей симфонии в лейпцигском Гевадхаузе Вагнер мог рассчитывать на скромный заработок. В 1833 году он поступил в вюрцбургский театр на должность хормейстера. Так началась деятельность Вагнера в различных оперных театрах. В 1833 году он написал свою первую оперу «Феи», которая так и не была поставлена при его жизни.
Одним из первых произведений раннего периода творчества, в котором проявилось дарование гениального композитора, стала увертюра «Фауст». «Фауст».
Примерно в то же время возникает и опера "Риенци» Осуществив в Дрездене постановки "Риенци" и "Летучего голландца" Вагнер мог рассчитывать на упрочнение своего общественного и материального положения. И действительно, он был назначен на должность дирижера Дрезденского оперного театра.
Он жил в Кенигсберге (ныне Калининград), в Риге,в Париже, однако успех пришел к нему лишь в 1842 году в Дрездене с постановкой оперы «Риенци». Постановка оперы «Риенци».
В операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1847) еще четче прослеживался особый стиль композитора, о Вагнере заговорили как об оперном реформаторе. Сцена из первого акта оперы Р. Вагнера «Тангейзер» в постановке Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» (Лондон) г.
"Тристан и Изольда" Одним из высших достижений музыкального гения Вагнера, отличающееся изумительным богатством и силой музыкального выражения является опера "Тристан и Изольда". Это - трагедия любви. Вагнер превратил драму в вокально-симфоническую поэму. Здесь наиболее полно проводится принцип "бесконечной мелодии", основанный на сплошном, непрерывном течении музыки.
В 1851 году композитор начал работу над колоссальной оперой-драмой на сюжет древнего скандинавского мифа. Так возникло знаменитое «Кольцо нибелунга», состоящее из четырех частей «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Закат богов».На создание этого масштабного музыкального сочинения (4 части по 5 часов каждая) Вагнеру понадобилось более двадцати лет. Постановка «Кольца нибелунга» в 2002 году была возобновлена в петербургском Мариинском театре после 100-летнего перерыва.
Сцена из оперы «Валькирия», поставленной в Мариинском театре (2001). Необычные декорации призваны перенести нас во времена глубокой древности. Рядом с огромными глыбами, изображающими богов, люди кажутся очень маленькими и беззащитными.
Оперы Вагнера сильно отличались от традиционных опер того времени и буквально перевернули музыкальную жизнь Европы второй половины 19 в. Певцы в операх Вагнера исполняли не арии, а скорее речитативные декламации, очень сложные для воспроизведения, а отдельные сцены не имели отчетливых границ и плавно переходили друг в друга.
Вагнер был не только композитором, но еще и драматургом, поэтом, автором текстов своих опер и крупным дирижером. Он произвел настоящую революцию в искусстве дирижирования. Первым отказался дирижировать, стоя лицом к публике, как это было принято в ту эпоху, и повернулся лицом к оркестру, чтобы достичь более тесного контакта с музыкантами. Сцена из оперы Р. Вагнера «Парсифаль». В роли Парсифаля знаменитый тенор Пласидо Доминго.
Байретская постановка "Кольцо Нибелунга" принесла Вагнеру большое удовлетворение. Он принялся за новую творческую работу: это было последнее произведение композитора, драма-мистерия "Парсифаль". Идея "Парсифаля" может быть сформулирована как нравственное самосовершенствование человека, познавшего мудрость через христианское сострадание. Оперу отличает яркость музыкальных образов, мелодическая насыщенность, тонкость и богатство гармонии и оркестрового колорита.
Умер Вагнер 13 февраля 1883 года.