ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ФИЗИКИ Андреева Ольга Владимировна МБОУ СОШ 2 г. Ишимбай
Определение ПДУ Проектная деятельность это выполнение долговременных, трудоемких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала.
Цель проектной работы - развитие самостей ребёнка : самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоанализ, самокоррекция, самоконтроль.
Учебный проект с точки зрения интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся. деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, раскрыть свой творческий потенциал.
Роль учителя сообщает ученикам то, что они должны знать, пассивно усвоив сказанное. способствует решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Типология учебных проектов ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ (РОЛЕВЫЕ, ИГРОВЫЕ) ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ) ПРОЕКТЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ПРОЕКТЫ
Исследовательские проекты. философско - физические исследования ( в жанре эссе ); литературно - физические трактаты ; проекты позволяющие установить межпредметные связи.
Ролевые, игровые проекты. ролевая игра « Суд над трением », « Суд над ядерной физикой », проект « Дебаты » - « Озоновый экран нашей планеты : состояние, проблемы ».
Информационные проекты. « Радиационное загрязнение окружающей среды », « Транспорт « за » и « против ».
Прикладные проекты. документ, созданный на основе полученных результатов исследования ; опорные конспекты ; справочный материал ; дидактический материал ; таблицы ; учебное пособие ; презентация к уроку.
Когда нужно начинать проектную деятельность ? Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. В этом возрасте наука кажется очень увлекательным занятием. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, то наверняка в будущем они не будут равнодушны к школьным предметам.
Краткосрочные проекты : составление паспорта физического явления ; написание опорного конспекта ; демонстрация физического фокуса с обязательным описанием физических процессов ; написание сказок с физическими вопросами ; подобрать вопросы по сериям ; проведение лабораторных работ, которые не описаны в учебнике.
Результаты проектной деятельности школьников : становятся более мотивированными, у них появляется интерес к изучению физики, они активнее работают на уроках и творчески подходят к выполнению домашнего задания, с большей степенью самостоятельности обсуждают свои идеи и мнения по тому или иному вопросу, с удовольствием создают презентации новой информации с использованием компьютерных технологий, которые затем защищают на уроках, дают позитивные отзывы о проектной деятельности.
Суждения учащихся о проектной деятельности : « интересна новая форма работы, отличная от обычных уроков »; « увлекают обсуждение и дискуссия »; « при работе в группах имеет место уменьшение энергозатрат »; « весьма полезно самостоятельное добывание знаний »; « учебный материал лучше усваивается и запоминается ».
И опыт сын ошибок трудных … Путь, которым идут учащиеся к решению поставленных в проекте задач, может оказаться чрезвычайно извилистым. Но, как говорится « не ошибается тот, кто ничего не делает » и в результате деятельности они приобретут опыт – это следствие анализа совершенных ошибок и одержанных побед.
Трудности проектного обучения : требуется больше времени на подготовку ; трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учеников ; трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учителей.
Моё мнение использование проектного метода предоставляет учителю широкие возможности для совершенствования форм и методов своей работы, выводя её на качественно новый уровень. В своих учениках учитель откроет активных и заинтересованных партнёров, в самом себе – неведомые ранее резервы для профессионального роста.
Благодарю за внимание Желаю всем здоровья и творческих успехов