Роль совместной проектной деятельности в воспитании ребёнка.
А. Н. Острогорский Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Феликс Адлер Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Социологи отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление отодвинули воспитательные функции семьи
Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Детско – родительский проект «Моя семья, моя родословная» Цель: закреплять и развивать любовь и привязанность ребёнка к своей семье, формировать представление о семье, о родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжением лучших качеств своих предков.
Задачи: 1.Познакомить детей с историей появления имён; воспитывать уважение к имени другого человека; вызвать у детей желание правильно обращаться ко всем людям. 2.Закреплять знания детей о семье, о социальной роли членов семьи. 3.Закреплять знания детей о своей родословной.
Условия конкурса: Оформление семейного альбома, либо стенда, либо презентации в соответствии с требованиями к содержанию конкурса. Представление семейного альбома, либо стенда, либо презентации в соответствии с требованиями к содержанию конкурса. Участие в подготовке и представлении большего количества членов семьи. Использование в представлении различных форм (стихи, рассказ, песня, частушки, инсценировка и т. д.).
Требования к содержанию конкурса: 1.ФИО ребёнка: Моё имя, отчество, фамилия. Что означает моё имя? Как образовалось моё отчество? Почему у меня такая фамилия?
2. Моя семья (дети, родители): Состав нашей семьи. Место работы членов семьи. Хобби членов семьи. Традиции в семье.
3. Моя родословная: Состав (бабушки, дедушки, тёти, дяди).
Подведение итогов конкурса года на празднике, посвящённом Дню семьи.
Районный конкурс проектов «Дом добра в родном краю» Цель: Расширить знания детей о родном детском саде.
Задачи: 1. Познакомить с природой и социальными объектами п. Матвеево Организованы экскурсии к реке Сухоне и социальным объектам п. Матвеево (магазин «Заходи», «Авоська», «Лучик», «Лёнчик», «Свежий хлеб», игровая площадка, школа, клуб) Результаты: 1. Рисунки детей по итогам экскурсий 2. Фото с экскурсий
2. Учить ориентироваться детей в помещении детского сада. Знакомство вновь прибывших детей с помещениями детского сада: раздевалка, группа, столовая, туалетная комната, зелёная комната, спальня, спортзал, кухня, игровая и спортивная площадка, их предназначение и правила поведения в них. Результат: 1. Фотографии помещений 2. Выставка детских рисунков «Моя любимая комната детского сада»
3. Пронаблюдать и систематизировать знания детей о профессиях работников детского сада. Организация наблюдений, беседы, оказание посильной помощи работникам разных профессий детского сада Результат: 1. Рисунки детей о профессиях работников детского сада 2. Участие детей, родителей в проведении праздника, посвящённого Дню воспитателя 3. Изготовление подарков для работников детского сада (к Дню воспитателя, 8 Марта, выпускному в детском саду) 4. Фотографии работников дошкольной группы 5. Ниточка с бусинками, указывающая их возраст
4. Привлечь внимание каждого ребёнка к индивидуальным особенностям окружающих детей. Знакомство и расширение знаний детей друг о друге, их привычках, характере, увлечениях Результат: 1. Фотографии каждого ребёнка 2. Ниточка с бусинками, указывающая возраст ребёнка 3. Определение времени года дня рождения каждого ребёнка
5. Сформировать уважительное отношение к окружающим Проявление заботы друг о друге, о работниках детского сада, о родных через различные виды деятельности детей Результат: 1. Сценарии праздников 2. Изготовление подарков 3. Поздравление с днём рождения 4. Фотографии с праздников
Схема проекта: Фотографии социальных объектов Фотографии социальных объектов
Схема проекта: Фотографии помещений детского сада фотографии работников детского сада, от каждой фотографии – ниточка с бусинками, указывающая возраст фотографии детей по временам года, от каждой фотографии – ниточка с бусинками, указывающая возраст
Детско – родительский проект «Магазин» Цель: Пополнить развивающую среду детского сада через совместную деятельность родителей, воспитателей и детей
Задачи: 1. Слепить из солёного теста различные предметы для игры в «Магазин» 2. Раскрасить высушенные предметы 3. Использовать полученные изделия в группе для игры в «Магазин» и других целей в образовательной деятельности
Что можно изготовить: Фрукты (яблоко, груша, банан, апельсин) Овощи (огурец, морковь, помидор, лук, картофель, свекла, редиска) Хлебобулочные изделия (батон, калач, печенье) Кондитерские изделия (конфеты, зефир) Сувениры
Цель проекта – вовлечь в совместную деятельность детей, родителей и воспитателей В будущем научить детей: сотрудничать; приобретать знания самостоятельно; систематизировать полученную информацию; пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач; работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; делать выводы и заключения; получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.
Цель проектной деятельности: научить детей учиться. Это значит – самостоятельно добывать знания, сформировать потребность в приобретении новых знаний. Помогите своему ребёнку в формировании такого важного качества!
Благодарю за работу, успехов в воспитании детей