Особенности традиционного воспитания детей в Сибири в XVIII-XIX вв Автор: Ковтун Юлия Анатольевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа 6» г. Ачинска 2013
В традиционной старожильческой сибирской семье важное место занимала система воспитания подрастающего поколения и включало в себя : Общественное воспитание Семейно - родственное воспитание Самовоспитание К двадцати годам не умён, к тридцати не женат, к сорока не богат – всю жизнь так. Сибирская поговорка г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А.
« Не будь крикливым, не будь ревливым, будь уёмным, будь угомонным, не будь жадным, будь аушным », - приговаривала бабка - повитуха над ребёнком. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А.
Воспитанием в семье традиционно занимались дедушка и бабушка : они были менее других заняты крестьянским трудом. Одновременно считалось, что родители ещё « не созрели для роли воспитателей » Первые воспитатели г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А.
Все дети большой нераздельной семьи воспитывались вместе, старшие одновременно участвовали в воспитании младших. Важнейшее место занимало трудовое и нравственное воспитание – именно эти качества являлись главными достоинствами сибиряка. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Совместное воспитание
Религиозно - нравственное понятие « грех », о котором ребёнку рассказывали взрослые усваивалось из страха перед Богом. Он знал – согрешит, значит произойдёт несчастье, кто - то заболеет или умрёт. В Сибири отношение к детям было всегда ровное, без унижения и оскорбления. Малышей шутливо именовали по имени - отчеству, советовались, беседовали с ними на серьёзные темы. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Добро и зло
До семи лет различий между девочками и мальчиками в воспитании, занятиях и мелких поручениях не было. Они ухаживали за домашней птицей, вместе с бабушкой и дедушкой следили за порядком в доме и на подворье. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А.
г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Мальчики С 9 лет : стригли лошадей, гоняли скот на пастбище, принимали участие в работах отца, знакомились с лесом, тайгой : собирали грибы, ягоды, учились распознавать травы, ловить рыбу. С 11 лет умели ездить верхом на лошади, боронили пашню во время сева, перенимали плотничьи, сапожные, земледельческие навыки. « Свой бороноволок дороже чужого работника », - с гордостью говорили родители о сыне.
С 14 лет подростки (« рошша » – так их называли на Ангаре ) учились пахать, работали на покосе, сами водили лошадей в « луга », « ночное ». г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Подростки Художник Маковский В.Е. Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей, 1869 г.
С 17 лет выполнял все виды сельских работ : косил сено, ставил копна, пахал на пашне, управлялся с конём, упряжью. Получал свой земельный надел – 15 десятин – и совместно с родственниками разрабатывал пашню. Он становился « женихом » и мог участвовать в сходах на ровне со взрослыми мужчинами. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Юноши
г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Девочки К 11 годам умели обрабатывать пряжу, прясть на прялке и самопрялке, выполняли посильную работу по дому и на подворье. К 14 годам умели вышивать, вымачивать холсты, шить рубахи, доили коров, ухаживали за домашним скотом. учились жать серпом и вязать снопы.
К 15 годам ткали на кроснах, начинали готовить приданое для будущей свадьбы. С 16 лет участвовали во всех работах на покосе, на жнитве, полностью обрабатывали лён, коноплю. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Девушки
К годам становилась полноправной работницей в доме. Она выполняла все работы на поле, знала все сорта холста, шитьё одежды. Примечательно, что варить и печь в своём доме старались её не учить : она училась этому у свекрови после свадьбы. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Девушка - невеста Художник А.Веницианов. Крестьянка за вышивкой.
Самовоспитание г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Воспитание и самовоспитание детей шло во время совместного время препроваждения, проживания детских традиций, обыгрывания многх сторон « взрослой » жизни.
Сибирские пословицы, поговорки Смысловое значение Воровать – стыд и грех, и судить будут. На первое место в народе ставились нравственные запреты « стыд и грех », а затем юридические. Гульба да игра не доведут до добраРазгульная жизнь не приведет к благополучию Не послушался отца - матери, послушайся теперь барабанной шкуры ; не хотел шить золотом, теперь бей камни молотом. Непослушание ведёт к преступлению и каторге Не позорь рода - племени своего, предков своих За падение авторитета семьи в общине из - за проказ ребёнка – его строго наказывали, честь рода была на первом месте. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А.
Воспитание в Сибири было и средством сохранения традиций, и средством воспроизводства их в последующих поколениях. Человек продолжал воспитываться всю свою жизнь и только в преклонные годы обретал истинную мудрость : понятия « старость » и « мудрость » у сибиряков были синонимами. г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А. Круг жизни продолжается …
– картины художника Н. Богданова - Бельского – картины художника А. Пластова фото : Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома. Август 1912 г. Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт и традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX – начала XX вв.: учебное пособие для учащихся и студентов / КГПУ. 3- е изд., испр., - Красноярск, с Источники информации : г. Ачинск, МБОУ "Средняя школа 6", учитель ИЗО Ковтун Ю.А.