Урок развития речи 5 класс. Подготовка к сочинению по картине О.А. Кипренского «Девочка в маковом венке»
1)Формировать навык написания сочинения-описания по картине с использованием изобразительно- выразительных средств. 2)Развивать речемышление и творческую деятельность учащегося. 3)Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к прекрасному.
Этапы I.Слово о художнике. II.Описание картины О.А.Кипренского «Девочка в маковом венке». III.Игра – Буриме. IV.Состав плана. V.Задание на дом.
Оборудование 1. Иллюстрация картины О.А.Кипренского «Девочка в маковом венке» 2. Выставка иллюстраций картин художников веков. 3. Слова, записанные на школьной доске Орест Адамович Кипренский. Государственная Третьяковская галерея. Маковый венок.
Искусство. Искусный мастер. Жизнерадостное настроение. Чувство. Художественное воплощение. Участвовать в создании образа. Красная гвоздика.
Ход урока. Учитель Обратим внимание на выставку иллюстраций картин художника веков. (Художественный кругозор)
Вступительное слово учителя: Ребята! Мы сегодня будет работать над сочинением по картине художника Кипренского «Девочка в маковом венке»!
Расскажите, что вы знаете об этом художнике. Ученик. Орест Адамович Кипренский – мастер портрета 19 в. Его даты жизни: ( г.) Учитель. А в какое время был расцвет его творчества? Ученик. Это был период освободительной войны с наполеоновской Францией в 1812 г. В России в это время была война и в 1825г. произошло восстание декабристов.
Учитель Что вы знаете о его детстве? Ученик. Он воспитывался в семье крепостного Швальбе. Был талантлив. И когда учился в школе живописи, был удостоен золотой медали за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
Учитель. Хорошо, а почему и когда он написал картину «Девочка в маковом венке» ? Ученик. В 1816г. Талантливый художник уезжает в Италию, где учится живописи у итальянских мастеров. И в 1819г. создает картину «Девочка в маковом венке». Картина написана в Италии. Он женился на дочери натурщицы. Свою жену в детстве Кипренский и изобразил на картине. Учитель. А теперь внимательно посмотрите на картину. Что вам прежде всего бросается в глаза? Ученик. Яркая палитра. Очевидно, картина написана ярким маслом. Написана на холсте.
Учитель. Каким же настроением она пронизана? Ученик. Веселым, радостным. Кажется, что девочка чуть-чуть улыбается. Широко раскрыты ее глаза. Она все довольна, поэтому сидит довольно спокойно. Учитель. Чтобы описать яркую внешность девочки, надо использовать художественный прием-эпитет. Что называется эпитетом? Ученик. Это яркое определение, подчеркивающие какой- либо признак в предмете.
Учитель. Какие же эпитеты вы употребляете при описании ее внешности? Ученик. Ей лет Красивые коричневые волосы большие карие глаза. Яркие пухлые губки, черные красивые брови, красивый точеный носик. Вся она на вид пухленькая, здоровенькая. Ученик. На голове у нее венок из красивых маков и ромашек. Ученик. В руках у нее красивая махровая гвоздика.
Учитель. Как одета девочка? Ученик. В духе того времени. Широкая белая рубашки с глубоким вырезом на спине, яркий глубокий шарф. Учитель. Вы знакомы с формой стиха-буриме. На дом было дано задание: привести примеры буриме о девочке с маковым венком. Как бы вы с помощью буриме описали ее венок? Ученик. «В волосах у милой Мариуччи ярко-красный нежненький венок. Маки итальянские пахучи, как и русских ландышей цветок.»
Учитель. Составим, ребята, устное сочинение по картине. (Выслушать 2-3 учеников) Ученик. 1.В тетрадях для собрания материала запишите слова, которые вы обязательно используете при написании сочинения. 2.Припомним, какие вопросы разбирались на уроке и, опираясь на них, составим план к написанию сочинения. Запишем план в тетрадях для собрания материала.
План 1.О художнике О.А.Кипренском. 2.Дата написания картины. 3.Настроение, пронизывающее картину. 4.Внешность Мариуччи и ее одежда. 5.Мое отношение к этой картине.
Задание на дом. Сочинение дописать дома в тетрадях для собрания материала.