Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс МОУ «Краснобаррикадная СОШ
Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет. Бертан Рассел, философ XX века
Авторы программы А.Г.Сычева, директор МОУ «Краснобаррикадная СОШ», Заслуженный учитель РФ Л.А.Максимова, заместитель директора по воспитательной работе
Основания для разработки программы. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации от 29 апреля 1999 года 80-ФЗ Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года 7 Закон РФ «Об образовании», статьи 32 и 51 – предписана функция оздоровления и охраны здоровья учащихся, развития здорового образа жизни Заказ родителей и педагогического коллектива МОУ «Краснобаррикадная СОШ
Цель программы. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи программы. В работе с учащимися В работе с педагогическим коллективом В работе с родителями
Физическое здоровье. Психическое здоровье. Социальное здоровье. Нравственное здоровье. Духовное здоровье. Участники программы Объекты деятельности. Учащиеся 1 – 11-х классов. Администрация школы. Педагоги. Родители учащихся. Школьный врач. Школьная медсестра. Психолог. Социолог.
Ожидаемые результаты Формирование отношения детей, педагогов, родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на всех этапах жизни. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья участников программы.
Квалифицированный персонал специалистов: Учителя; учителя физической культуры - 3; педагог-психолог - 2; учитель лечебной физкультуры с медицинским образованием - 1; педагог-логопед - 1; специалист медицинская сестра - 1; специалист детский педиатр - 1; специалист-стоматолог -1; специалист-массажист – 1.
Учебные кабинеты: площадь и оснащенность; кабинеты информатики и их оснащенность; актовый зал; зал хореографии; библиотека; пришкольный участок; конференц-зал; музей; кабинет психологов; кабинет релаксации: кабинет логопеда; учительская; школьные мастерские; швейный цех; кабинеты ГПД; Материально-техническая база в МОУ «Краснобаррикадная СОШ», способствующая реализации программы:
наличие транспортного обслуживания (школьный микроавтобус, специализированный школьный автобус для перевозки детей ); оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.); водоснабжение и канализация; художественная студия; наличие двух спортивных залов, раздевалок; спортивное оборудование и инвентарь; наличие тренажерного зала; наличие зала для занятий ЛФК; медицинский кабинет и оборудование; прививочно-процедурный кабинет; стоматологический кабинет и оборудование; массажный кабинет; столовая и ее оснащенность; кабинет Уполномоченного по правам ребёнка; помещение для научно-практической лаборатории.
Здоровьесберегающие технологии: медицинская (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно- гигиенической деятельности); образовательная, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Этапы реализации программы I этап - подготовительный (сентябрь 2009 г. – июнь 2010 г.) II этап - проектно-диагностический (август 2010 г. – июнь 2011 г.) III этап - практический (август 2011г. – июнь 2012 г.) IV этап - обобщающий (сентябрь 2012 – май 2013 г.)
I этап – подготовительный (сентябрь 2009 г. – июнь 2010 г.) 1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта. 2. Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по формированию здоровьесберегающей среды. 3. Создание инициативной группы для разработки проекта. 4. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме. 5. Создание и программирование работы временной творческой группы (ВТГ) Здоровье и образовательная среда. 6. Создание научно-методического обеспечения успешной реализации проекта. (Экспертиза). 7. Анализ эффективности работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе.
II этап - проектно-диагностический (август 2010 г. – июнь 2011 г.) 1. Анализ деятельности по формированию здоровьесберегающей среды и определения возможного потенциала. 2. Обновление базы данных о состоянии здоровья учащихся. 3. Мониторинг деятельности по формированию здоровьесберегающей среды. 4. Создание компьютерной базы данных о состоянии здоровья учащихся. 5. Создание банка методик психологической, педагогической, медицинской диагностики и мониторинга, реализации проекта. 6. Разработка плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах. 7. Моделирование образовательных связей по здоровьесбережению.
III этап – практический (август 2011 г. – июнь 2012 г.) 1. Обеспечение условий для реализации Программы. 2. Реализация направлений проекта. 3. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта. 4. Внедрение в практическую деятельность новых форм здоровьесбережения. 5. Организация постоянно действующих научно- практических, методических, проблемных, психолого- педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта. Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение подготовки педагогических и медицинских специалистов к переходу в инновационный режим работы по проекту. 7. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов.
IV этап - обобщающий (сентябрь 2012 – май 2013 г.) 1. Обработка и интерпретация данных. 2. Соотношение результатов реализации программы с целями и задачами. 3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта. 4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта. 5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта. 6. Презентация опыта по формированию здоровьесберегающей среды.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания. Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья учащихся, а при наличии каких- то недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса. Научно-методическая и опытно- экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования. Учебная, научно обоснованная и регламентированная, работа. Воспитательная работа – пропаганда здорового образа жизни, реализация воспитательной программы «Здоровье».
Здоровья Вам!