Особенности оценивания результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку на различных ступенях общего среднего образования ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Нет ничего более лёгкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным Ален Маккензи
5-уровневые задания Теоретические основы в методике: учебный предмет «ИЯ»-предмет способов деятельности; навыки - это автоматизированные действия М.б. относительно самостоятельными М.б. как компоненты более сложных действий
Навыки в речевой деятельности: речевые действия; речевые операции: уровень совершенства (автоматизм, безошибочность, оптимальное время выполнения) есть речевой навык (А.А. Леонтьев)
Теоретические основы в психолингвистике (К.К. Платонов) от «первичного умения» до «вторичного» («высокоразвитого творческого умения»). Творческий характер коммуникативных умений: - коммуникативные умения имеют творческий характер в постоянно меняющихся условиях общения (А.А. Леонтьев) - Умения – навыки, опыт, знания
Алгоритм построения упражнений и заданий для учащихся: «первичные умения»; «речевой навык»; «новый опыт и знания»; «вторичное речевое умение». Действия, входящие во вторичное умение, - не автоматизируются. «Новый опыт и знания» как один из компонентов умений в его завершенной стадии и есть ни что иное как компетентность, которой владеет/не владеет конкретная личность.
А.А. Леонтьев 1. Ориентировка в условиях речевой деятельности 2. Речевые действия 3. Выработка и реализация плана осуществления речевой деятельности 4. Установление обратной связи, анализ и сопоставление с ожидаемым результатом 5. Принятие решений о дальнейшем протекании коммуникации, «интеракции»
Интеракция – особый вид речевой деятельности, составляющий основу коммуникации и заключающийся в поочерёдной смене «ролей» коммуниканта и реципиента Структура речевой деятельности в контексте интеракции не завершается на исполнительном этапе. Результат этой деятельности, включающий наличие обратной связи, является её логическим продолжением. Факторы, влияющие на обратную связь: социальные роли, специфика передаваемой информации, предполагаемая и фактическая обратная реакция, социокультурный фон, особенности коммуникативной ситуации и др.
При осуществлении интеракции необходимы: установление обратной связи и анализ обратной реакции собеседника Интеракция может быть учебной, тренировочной, в рамках искусственно созданной коммуникативной ситуации, когда отрабатывается какое-либо отдельно взятое умение.
Общение Первый этап– отработка обратной реакции учащихся на высказывание с использованием изученных клише. Второй этап – формирование умения анализа ответной реакции. Третий этап – установление вида и способа обратной реакции в зависимости от социокультурного контекста коммуникации. Обратная реакция на слова друга, сверстника будет в значительной степени отличаться (в лексическом, интонационном, стилистическом, экстралингвистическом планах) от реакции в разговоре с учителем, родителями и т.д. Спонтанная интеракция используется преимущественно при межличностном общении. Достаточная степень спонтанности речи возможна при уровне владения иностранным языком, соответствующим В1-В2 в терминах Совета Европы.
Технологии общения (обратная реакция на высказывания собеседника) 1. Изучение фраз-клише в соответствии с прагматическими функциями коммуникативного акта. В.Б. Кашкин выделяет 5 таких функций: Ассертив (утверждение, отрицание, ответ, возражение и т.п.). Директив (просьба, приказ, команда, мольба, разрешение, приглашение, совет…). Комиссив (обещание, клятва, принятие плана действий…). Экспрессив (благодарность, извинение, поздравление и т.п.). Декларация (наречение, объявление гимназистом и т.д.).
Дополнительные характеристики некоторых функций Например, возражение может быть частичным, полным, вежливым, формальным (отрицание), кратким или развёрнутым (с объяснением причины) и др.
Форма организации изучения фраз-клише первый этап А) Отработка обратной реакции с использованием изученных клише (парная работа): один учащийся вытягивает карточку, на которой написана фраза, соответствующая одной из функций. Он зачитывает её своему напарнику, который должен отреагировать в соответствии с одной из возможных функций коммуникативного акта. Вначале эта функция может быть указана на той же карточке («выразите удивление», «сформулируйте просьбу» и т.д.). В дальнейшем учащемуся может быть предложено самостоятельно определить, какой тип ответной реакции наиболее соответствовал бы смыслу произнесённой фразы. Б) Первая фраза также может быть дана не дословно, а в виде описания прагматической функции («попросите…», «поблагодарите за…» и т.п.)
второй этап – формирование умения анализировать ответную реакцию Все возможные условия задаются заранее и известны учащимся. А. Произносит фразу. Б. Реагирует (удивлением, выражает непонимание, возражает и т.п.). А. Уточняет (что именно не ясно собеседнику, вызывает удивление, возражение и т.п.).
Закрепление материала в виде игры Собеседники вытягивают карточки: А. - с функциональной характеристикой первой фразы; Б. - с функциональной характеристикой ответной реакции собеседника. Собеседники учатся максимально правильно, убедительно, обоснованно представлять свою реакцию, логически продолжая интеракцию одной- двумя фразами. Возможно составление диалогов на основе опор в виде функционального описания структуры интеракции. Например: А. Приглашает пойти в кино. Б. Желает сходить на дискотеку. А. Аргументирует свой выбор. Б. Приводит свои доводы.