«Укрепление опорно-двигательного аппарата старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» Коршунова Елена Валерьевна – инструктор по физическому воспитанию МБДОУ ЦРР-детский сад 1 п.Новый
Гипотеза Объект Предмет Гипотеза – занятия фитбол- гимнастикой способствуют профилактике опорно-двигательного аппарата. Объект – процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет – средства и методы фитбол- гимнастики, направленные на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.
Цель – профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата дошкольников с помощью фитбол-гимнастики.
Задачи: воспитывать сознательное отношение детей к своему здоровью; укреплять мышечный корсет и совершенствовать координацию движений, как необходимое условие для сохранения правильной осанки; совершенствовать двигательные навыки детей; развивать двигательные качества; улучшать коммуникативную и эмоционально- волевую сферы.
Предполагаемый результат: укрепление опорно-двигательного аппарата старших дошкольников; повышение интереса к физкультурным занятиям; создание системы занятий с использованием больших гимнастических мячей фитболов; оформление практических пособий, картотек.
Решать данные задачи будем через: регулярные занятия фитбол-гимнастикой детей подготовительных групп; взаимодействие педагогов детского сада, детей и родителей воспитанников в оздоровлении дошкольников; личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.
Цели занятий фитбол-гимнастикой: Профилактика и коррекция нарушений осанки. Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия и др.) Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей (игры, эстафеты, танцы во время досугов, развлечений и др.)
Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи: Развитие двигательных качеств; Обучение основным двигательным действиям; Развитие и совершенствование координации движений и равновесия; Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; Улучшения функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем; Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно- психического развития; Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя; Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; Стимуляция развития анализаторных систем; Развитие мелкой моторики и речи; Адаптация организма к физической нагрузке.
Методические требования к проведению занятий: занятия проводятся с детьми подготовительной к школе группы один раз в неделю; занятия проводятся с подгруппой детей; продолжительность занятия – минут в подготовительной группе; на каждом занятии стараемся создать положительный эмоциональный фон, чаще предлагаются детям игровые задания и вводится музыкальное сопровождение, т.к. дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой; занятие состоит из 3 частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная часть Вводная часть - организация детей для предстоящих занятий, развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения для коррекции осанки. Вводная часть занимает 5-7 минут.
Основная часть Основная часть - освоение общеразвивающих упражнений и упражнений, направленных на развитие всех групп мышц с использованием гимнастического мяча. Подвижная игра может быть, как с использованием мяча, так и без него. Продолжительность основной части – минут.
Заключительная часть Заключительная часть – осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой, дыхательные упражнения, игры-релаксации. Продолжительность заключительной части 3-5 минут.
На первом этапе процент упражнений с фитболами на протяжении всего занятия составляет 20 – 30 %. Затем количество упражнений увеличивается до 60 – 70%. На заключительном этапе возможно проведение занятий фронтально.
ОРУ С мячом Мяч как массажер Мяч как отягощение: в руках, в ногах и т.д Мяч как тренажер: рук, ног, равновесия и др Мяч как ориентир Мяч как препятствие: перешагивание, перепрыгивание и др. Мяч как предмет: ОРУ с мячом в различных и.п. Мяч как опора: под спину, под ноги, под бок, под живот.
Недостатки: дети одного возраста значительно отличаются друг от друга ростом, что создает в условиях дошкольного возраста проблему с подбором мяча; необходимость составить расписание занятий таким образом, чтобы можно было заниматься по подгруппам; должно быть предусмотрено место для хранения мячей; сложно осуществлять страховку детей.
Задачи сотрудничества с родителями: повышение активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач физического развития; вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада; повышение уровня компетенции родителей.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам: анализ доступной литературы, выявил, что научно-методических источников по использованию упражнений фитбол-гимнастики для детей 6-7 лет недостаточно, хотя упражнения фитбол-гимнастики широко используются в лечебной физической культуре; мы считаем, что приросту показателей уровня физической подготовленности способствовали упражнения укрепляющие мышцы туловища; разработаны комплексы фитбол-гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.