Организация работы по изучению семьи как средство эффективного педагогического потенциала Обобщение опыта работы классного руководителя Кресюк Л.И
Цели работы: Выявление факторов, способствующих или мешающих проявлению педагогического потенциала семей Прогноз развития сотрудничества семьи и школы Доказательство зависимости воспитательных успехов от микроклимата семьи
Задачи Изучение методики и методов обследования семей Выявление тенденций и воспитательной деятельности родителей Анализ проведенной диагностики
С чего должны начать? Всестороннее изучение семьи, диагностики ключевых родительских компетентностей и компетенций. С чего должны начать? Всестороннее изучение семьи, диагностики ключевых родительских компетентностей и компетенций. Многолетний анализ работы с семьей выявил трудности, которые испытывает классный руководитель в общении и организации родителей, что сказывается и на активности, качестве учебы и воспитанности детей.
Социальный портрет семьи Фамилия, имя и отчество родителей Категория семьи Количество несовершеннолетних детей Место работыОбразование
Материально- бытовые условия Отдельная комната БиблиотекаТехникаУголокАппаратура
Материально-бытовые условия
Духовная жизнь семьи
Образовательные ожидания
Семья и школа Деятельность ребенка Посещение родительских собраний Отношение с педагогами
Семья и школа
МетодыНаблюдениеАнкеты, тестыРанжированиеИсследованиеАнализ
Методики Анкете «Семья учащегося» Анкета «Общение в семье» Тест «Ваша потребность в детях» Анкета «Семья глазами ребенка» Тест «Понимаете ли вы своего ребенка?»
Обработка данных теста для родителей «Понимаете ли Вы своего ребенка?» 1. Я знаю, кто его лучший друг: Совершенно точно - 6 Приблизительно –3 Не знаю Мой сын-дочь поссорился со своим другом: Делаю вид, что ничего не замечаю -6 Сразу же подробно обо всем расспрашиваю - 4 Проявляю интерес. Но не пристаю, а терпеливо жду Как обо мне думают его/ее друзья? Положительно --8 Меня это не интересует - 5 Не очень хорошо Как я отреагирую, если у моего сына/ дочери появится взрослый друг/подруга вне семьи 1.Отрицательно Постараюсь узнать его/ее поближе 2 3. Все оставлю на его/ее усмотрение - 5
Обработка данных анкеты для родителей. 1. Терпеливы ли Вы, когда Ваш ребенок капризничает, плохо ест? Да -9 Нет -3 Всегда Ваш ребенок послушен? Да – 5 Нет – 6 Иногда Требуете ли Вы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? Да – 8 Нет – 4 Иногда Можете ли Вы извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? Да – 6 Нет - 5 Могу, но не всегда так поступаю Можете ли Вы воздержаться от высказываний, которые могут ранить ребенка? Да – 7 Нет - 4
Обработка данных анкеты для родителей 1. Сколько времени Вы активно общаетесь со своим ребенком в течении дня? В течение недели? Беседы и разговоры - 6 Совместная работа – 8 Посещение кино – Прогулки-5 2. Считаете ли Вы это время с ребенком достаточно для его воспитания? Да – 5 Нет Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка? Да – 8 Нет Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка? Да - 7 Нет Какую помощь Вы можете оказать классу? Ремонт кабинета Организация совместных мероприятий 6. Какие воспитательные мероприятия, на Ваш взгляд, нужно провести в классе? Больше проводить классных часов по поведению обучающихся организовывать поездки
Анкета «Семья глазами ребенка» 1.Любишь ли ты свой дом, домашнюю атмосферу, есть ли в ней что-то свойственное только вашей семье? 2. Уезжал (а) ли ты из дома надолго и что ты тогда чувствовал (а)? 3. Интересуются ли родители твоими учебными делами? 4. Интересуются ли родители твоими отношениями с товарищами? 5. Посещают ли они школу? 6.Помогают ли они школе, классному руководителю? 7. Как, по-твоему, они относятся к школе и педколлективу? 8. Довольны ли они своей работой, своей специальностью? 9. Устраивает ли родителей заработная плата и совместный семейный бюджет? 10. Охарактеризуйте свою семью одним словом. 11. Какие праздники в семье ты любишь больше всего? 12. Принято ли в твоей семье дарить подарки? 13.Что, по -твоему ждет тебя в будущем? 14. Каким по-твоему, обещает быть твое будущее? 15. На кого ты надеешься? 16. По- твоему, ты будешь счастлив?
Номер вопросаОтветы 1Да-9, нет-3 2Да-4, нет-8 3Да-7, нет-7 4Да-3, нет-9 5Да-7, нет-3 6Да-2, нет-10 7Не хотят ходить в школу, равнодушно, уважают 8Да-2, нет-8 9Да-0, нет-12 10Дружная, хорошая 11Дни рождения, Новый год 12Да 13Многие ответили, что нет 14Хорошие 15Неизвестность 16Нормальным 17На родителей 18Да Обработка анкеты «Семья глазами ребенка»
Пути решения Создание нового состава родительского комитета; Проведение различных совместных мероприятий; Применение новых форм работы; Привлечение к планированию работы с родителями психолога, библиотекаря, социального педагога
Направления Педагогическое и психологическое сопровождение семей; Диагностика микроклимата и проблем семьи; Профилактика вредных привычек, помощь в приобщении к здоровому образу жизни; Совместные культурные и досуговые мероприятия