1 Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы Тестирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных (ИКТ) технологий с помощью тестовых заданий, основанных на реальных жизненных ситуациях Разработка инструмента осуществляется при поддержке Минфина России и при участии Всемирного Банка Авдеева С. Зелман М. Руднев М.
Какие навыки и способности приобретут большую значимость в ближайшие годы ? Навыки 21 века! Способность учиться на протяжении всей жизни Способность самостоятельно мыслить и действовать Коммуникабельность, умение работать в команде Способность осуществлять выбор и нести за него ответственность Способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки Почему образовательные результаты XXI века?
… предполагает: личностно-ориентированное обучение реализацию активного деятельностного подхода расширение границ учебного процесса интеграцию ИКТ и электронных образовательных ресурсов в преподавание и учение …включают: Приобретение знаний Сотрудничество Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Развернутая коммуникация Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Инновационная практика обучения Навыки 21 го века …включают: Приобретение и интеграция знаний Освоение системати- ческих знаний Сотрудничество Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностные установки РоссияМировые тенденции Требования ФГОС, 2010 Образовательные результаты ФГОС и ИК- компетентность
Цели тестирования ИК - компетентности Цель: обеспечить реалистичную и разностороннюю оценку ИК- компетентности с помощью тестовых заданий, основанных на реальных ситуациях Тестирование призвано: стать важным инструментом для обсуждения и выработки образовательной политики в области формирования ИК- компетентности. обеспечить объективную оценку готовности выпускников школы жить и работать в информационном обществе. оценить, в какой мере существующее направление развития образования в стране обеспечивает внедрение ИКТ в учебный процесс образовательного учреждения. Целевая аудитория: учащиеся при переходе из основной школы в старшую (9-классники) 4
Преимущества данной системы тестирования Интерактивность, автоматизированный характер процесса тестирования и оценки его результатов Использование ситуаций из реальной жизни при разработке сценария для тестовых заданий Акцент на оценке НЕ уровня сформированных технологических навыков и навыков владения учащимися определенным программным продуктом или техническими возможностями компьютера, но СПОСОБНОСТИ оперировать информацией, решать практические задачи, используя ИКТ, мыслить и работать в «цифровом» мире Обязательно условие соблюдение этических и правовых норм при использовании цифровых технологий и средств коммуникации. Это важно для формирования социально- ответственной личности. Автоматическая обработка результатов тестирования, основанная на использовании сетей Байеса. 5
6 Что такое ИК-компетентность ИК - компетентность – это способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и сети для получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания и передачи информации с соблюдением этических и правовых норм для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
7 Тест состоит из 16 заданий, основанных на решении РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ (учебных, социо- культурных и др.), с которыми учащийся сталкивается в течение своей жизни, с помощью 7 составляющих ИК- компетенций: Спецификация теста ИК- компетентность Определение Доступ Управление Интеграция Оценка Создание Передача
8 Составляющие ИК -компетентности Определение: умение сформулировать запрос таким образом, чтобы он способствовал поиску информации Доступ: умение/способность найти и собрать (retrieve – восстанавливать, исправлять) информацию из различных источников Управление: умение применить существующую организационную или классификационную схемы (для структурирования, размещения/сохранения информации и быстрого ее поиска в дальнейшем) Интеграция: умение интерпретировать и представлять/осмыслять (representing) информацию - вычленять самое главное, сравнивать или противопоставлять информацию, полученную из нескольких источников Оценка: умение составить мнение о качестве, нужности/релевантности, полезности или эффективности информации Создание: умение создавать или адаптировать информацию с учетом конкретной потребности/задачи, выражать главную мысль и приводить информацию, подтверждающую ее Передача: умение адаптировать информацию для конкретной аудитории.
Тест включает задания разные по степени СЛОЖНОСТИ и ПРОДОЛОЖИТЕЛЬНОСТИ выполнения Уровень сложности задания Количество заданий Ожидаемое время выполнения задания Простое (оценка 1-й компетентности) Средней сложности (оценка 2-3 компетентностей) Сложное (оценка 4-5 Компетентностей) Тест состоит из 16 заданий, разных по степени сложности и продолжительности выполнения 9 Общая продолжительность тестирования - не более 2-х академических часов
Опреде- ление ДоступУправлениеИнтеграцияОценкаСозданиеПередача Текстовый редактор Электронная почта и другие сервисы интернет Электронные таблицы Базы данных Социальные сети Другие Задание 1 Задание 1 Задание 2 Задание 2 Задание 3 Задание 3 При выполнении теста используются различные ИНСТРУМЕНТЫ
Результаты тестирования школьников Твой уровень информационно-коммуникационной компетентности такой же как у большинства твоих сверстников Тебе стоит обратить внимание на развитие навыков Анализ информации, оценку ее релевантности; представления информации в приемлемом для других людей виде; определения нехватки информации и формулирования исследовательских вопросов. Спасибо за участие в тестировании т Твой уровень информационно-коммуникационной компетентности ниже, чем у большинства твоих сверстников Тебе стоит обратить внимание на развитие навыков поиска, сбора и сохранения информации; представления информации в приемлемом для других людей виде; самостоятельного создания информационных продуктов на основе заданных требований; навыков оценки надежности и качества различных источников информации. Спасибо за участие в тестировании 11
Основные задачи проведения тестирования Оценить уровень ИК-компетентности выпускников основной школы Выявить факторы, которые влияют на формирование ИК-компетентности Выработать рекомендации по результатам тестирования Проверить влияние реко- мендаций на повышение уровня ИК-компетент- ности
Тестирование учащихся в школах Республики Татарстан и Республики Армения Республика Татарстан 2010 год Сентябрь – пилотное тестирование Ноябрь – 1-ый операционный срез репрезентативной выборки учащихся 2012 год Февраль – пилотное тестирвание Апрель – 2-ой операционный срез репрезентативной выборки учащихся и пилотное тестирование учителей (250) 2013 год Февраль – 3-ий операционный срез репрезентативной выборки учащихся и тех учителей, которые работают в классах тестируемых учащихся Республика Армения год Сентябрь – пилотное тестирование учащихся русскоязычных школ Октябрь Январь локализация и адаптация полного варианта теста (16 тестовых заданий) на армянский язык 2012 год Январь – апробация локализованных тестовых заданий в армянских школах Март – проведение пилотного тестирования учащихся городских и сельских школ 2013 год Октябрь 2012 – Февраль 2013 – продолжение локализации и адаптации тестовых заданий Апрель – проведение пилотного тестирования 2-х вариантов теста 15 сентября – 15 ноября– проведение операционного тестирования 13
Тренды и международный бенчмаркинг Татарстан Армения (пилот)
Оттестировано в 2012г. – 298 человек, в 2013г. – 634 человека. В 2012г. тестирование проводилось в городских школах г.Еревана и окрестностях В 2013г. тестирование проводилось в городских школах и сельских школах Республики Армения (434 и 200 человек соответственно) 15
Влияние на ИК-компетентнось наличие компьютера и доступ к Интернету дома у учащихся Armenia, 2013, not representative sample, N=615; Tatarstan, 2013, representative, N=410
Использование компьютера в школе 17 Использование компьютера в школах Армении намного меньше, чем в школах Республики Татарстан
Ресурсы: материальные и «культурные» Материальная обеспеченность Образование родителей Татарстан На основе ответов на вопросы: «Есть ли в вашей семье автомобиль?», «Как часто вы с семьей отдыхаете за границей?». Среднее – оба родителя (или один, в случае неполной семьи) не имеют высшего образования. Смешанная семья – один из родителей имеет среднее образование, другой – высшее. Высшее – оба родителя (или один, в случае неполной семьи) имеют высшее образование
Влияние вида работы учащихся над домашним заданием на уровень ИК-компетентности Учителя дают домашнюю работу, требующую … На основе ответов на вопрос: «Задают ли ваши учителя ДОМАШНИЕ задания, требующие от Вас:» – «самостоятельного поиска информации (книги, статьи, сайты)», «использования компьютера», «создания презентаций», «совместного поиска решения с Вашими одноклассниками.
Влияние различных видов деятельности на ИКТ- компетентность 20
Связь между уровнем ИКТ-компетентности учащихся и учителей 21
Влияние типа местности и гендера на ИКТ- компетентность учащихся Тип местности Гендер Село Город ДевочкиМальчики
Использование компьютера учащимися на уроках 23
Выводы по результатам тестирования Результаты оказались неожиданными: Сельская и городская школа Пол учащихся Социальный статус родителей Доступность и интенсивность использования средств ИКТ в школе Результаты оказались ожидаемыми: Связь с образованностью родителей Связь с успеваемостью в школе Связь с информационно-коммуникационной грамотностью учителей (проверить) Связь с доступностью и интенсивность использования средств ИКТ дома
Рекомендации для образовательных учреждений Использование ИКТ 1.Увеличивать долю проектной деятельности с использованием ИКТ (межшкольные, внутришкольные, межпредметные проекты) 2.По возможности планировать индивидуальные траектории обучения учащихся 3.Увеличивать долю самостоятельных учебных занятий, при которых используются интернет технологии и ресурсы. 4.Информированность о электронных образовательных ресурсах и сервисах поддержки при выполнении учебных заданий с использованием ИКТ ( сетевые сообщества, центры консультационной помощи и т.п.) Результаты 1.Повышение уровня ИК-компетентности 2.Способность самостоятельного решения образовательных задач с использованием возможностей ИКТ
Спасибо за внимание !