Дидактические проблемы и перспективы развития дистанционного обучения образовательных менеджеров Петряков П.А., к.п.н., доцент. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Россия
«Дистанционное образование» (distance education). «Дистанционное обучение» (distance learning). «Дистантное образование» (distant education). «Дистантное обучение» (distant learning). Телеобучение (teletraining). Что такое ДО?
Понятие «Дистанционное обучение» Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемый широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно- образовательной среды на любом расстоянии до образовательных учреждений (по определению Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию). Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени. Дистанционное обучение - это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося.
Обобщенное понятие «Дистанционное обучение» Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Задачи системы дистанционного обучения в вузе Организационная задача - решается созданием на местах учебно-методических центров, в функции которых входят: проведение маркетинга образовательных услуг в регионе; реклама и привлечение абитуриентов; организация вступительных экзаменов и зачисление по результатам; ведение учётной и прочей необходимой документации; организация учебных мероприятий (установочных и консультационных занятий, проверки контрольных заданий, тестов, семестровых и курсовых работ, зачётно-экзаменационных мероприятий, защиты дипломных работ) и т.д. Методическая задача - состоит в необходимости разработки информационно-образовательного обеспечения учебных дисциплин, что позволило бы учащемуся самостоятельно (при минимальном участии преподавателя) не только усваивать учебный материал, но и применять при этом новейшие информационные технологии, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Принципы ДО с точки зрения коммуникаций между преподавателем и обучающимися Самообучение - предполагает самомотивацию учащегося в отношении собственного обучения, а также определённый уровень самоорганизации личности; Один к одному - предусматривает периодическое общение преподавателя и учащегося один на один в виде индивидуальной консультации; Один ко многим - предполагает работу одного преподавателя со множеством учащихся; Многие ко многим - предусматривает одновременное общение множества учащихся, обменивающихся между собой информацией (Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В.)
Преимущества дистанционного обучения Географические и временные преимущества Географические и временные преимущества (возможность учиться где угодно и когда угодно) Доступность. Отсутствие временных ограничений. Охват. Интернациональность. Стабильность и лёгкость обновления содержания. Персонализация процесса обучения Персонализация процесса обучения (возможность обучать кого угодно и чему угодно) (возможность обучать кого угодно и чему угодно) Индивидуализация, свобода и гибкость. Социальное равноправие. Творчество. Комфортность. Расширение изучаемой информации и повышение интенсивности обучения Расширение изучаемой информации и повышение интенсивности обучения (возможность изучать что угодно и как угодно) Мобильность. Технологичность. Модульность и вариативность. Параллельность. Стимулирование самостоятельности в обучении. Экономическая эффективность Экономическая эффективность (возможность обучать и обучаться за сколько угодно) Рентабельность. Экономичность. Сохранение знаний.
Недостатки дистанционного обучения – оборотная сторона его достоинств Проблемы, связанные с несовершенством технологий Наличие соответствующего технического оснащения. Аутентификация пользователя при проверке знаний. Финансовые инвестиции, как в программное обеспечение обучающей системы, так и в учебный контент. Высокая трудоемкость разработки и поддержания в актуальном состоянии курсов дистанционного обучения. Разработка электронного учебного контента требует специфических знаний от всех участников этого процесса. Сложность поддержки интерактивности в процессе обучения. Ограничения по видам профессиональной деятельности. Высокая зависимость от технической инфраструктуры. Дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения. Наличие языкового барьера.
Недостатки дистанционного обучения – оборотная сторона его достоинств Проблемы, связанные с психолого-педагогическими факторами отсутствие непосредственного общения субъектов образовательного процесса. сложность поддержки сильной мотивации обучающихся. недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения. необходимость наличия индивидуально-психологических условий. отсутствие постоянного контроля над обучающимися. отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий дистанционного обучения. преобладание обучения в письменной форме. отсутствие практических занятий. превращение учащихся в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания. зависимость успешности обучения от технических навыков. социальная изолированность. отсутствие в обучении активных методов. недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. низкий процент завершения курсов.
Проблемы дистанционного обучения образовательных менеджеров Ограниченный круг предметных областей, в которых развивается ДО. Невысокое качество дидактического обеспечения дистанционного обучения. Недостаточность дидактической обоснованности содержательного компонента информационно- образовательных ресурсов ДО. Упрощенные способы контрольно-измерительных процедур в дистанционном обучении. Ориентация дистанционных курсов на репродуктивный характер обучения. Полярность учебных материалов в содержании курсов ДО. Статичность учебных материалов дистанционных курсов. Игнорирование психологических аспектов дидактики дистанционного обучения.
Пути решения проблем дистанционного обучения образовательных менеджеров интеграция профессиональных психологических, педагогических, библиотечных, технических, информационно-технологических компетенций создателей информационно-образовательных ресурсов; ориентация на реализацию технологического подхода к обучению при создании информационно- образовательных ресурсов ДО; ориентация информационно-образовательных ресурсов на развивающее обучение, предполагающее освоение слушателями четырех уровней освоения дисциплины: репродуктивный, алгоритмический,эвристический,исследовательский доведение удельного веса самостоятельной работы до 50% от общей трудоемкости обучения; применение психологических оснований, учитывающих своеобразие учебной деятельности в виртуальной образовательной среде.
Перспективы развития дистанционного обучения Управление дистанционным обучением. Варьирование типов обучения. Акцентирование внимания. Обратная связь. Общение с другими обучаемыми и преподавателями Мультимедийность - озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика. Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений. Использование потокового аудио и видео. Многообразие контрольных и тестовых заданий. Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается. Общение слушателей между собой. Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.
Структура современного обучающего курса ДО описание курса; полный конспект лекций (обычно 10 – 20 лекций), включающих многочисленные мультимедийные фрагменты (звук, видео, анимацию); график выполнения разнообразных курсовых учебных заданий; задания для домашних работ и курсовых проектов; вопросы (тесты) для входного, промежуточного и итогового контроля; база данных по часто задаваемым вопросам и ответов к ним; архив сообщений, вопросов и ответов, идей, обсуждений домашних заданий и курсовых проектов студентами предыдущих лет; "горячая" электронная почта для обеспечения оперативных взаимодействий типа "студент – преподаватель", "преподаватель – студенты" и конференций между ними; "белая доска (white board)" или "электронная комната для обсуждений (electronic chat room)", обеспечивающую совместную работу студентов; лист WWW -адресов, имеющих отношение к данному курсу (включая WWW -адреса библиотек различных университетов, предлагающих такой же курс); анонимная таблица текущей успеваемости студентов; доска текущих объявлений; средства обеспечения аудио- и видеоконференций типа "преподаватель – студенты".
Проблемы проведения интерактивных лекций Частичная «автономия» обучающихся. Частичная «автономия» обучающихся. Недостаток вариантов «обратной связи». Недостаток вариантов «обратной связи». Проблемы скорости доступа в интернет. Проблемы скорости доступа в интернет. Невозможность контроля над выполнением лабораторных работ Невозможность контроля над выполнением лабораторных работ
Рекомендации по проведению интерактивных лекций Тема лекции не должна быть очень «широкой». Слушателям необходимо предварительно самостоятельно ознакомиться не только с темой лекции, но и её кратким содержанием (например, по слайдам презентации). Продолжительность телемоста не должна превышать полутора часов (с перерывом) Необходим акцент на технологической составляющей, позволяющей сделать лекцию действительно интерактивной. По ходу лекции нужно больше предлагать слушателям вопросов, имеющих дискуссионный характер.
Благодарим за внимание!