Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна
2 План: 2.1. Кривая спроса, функция спроса 2.2. Кривая предложения, функция предложения 2.3. Равновесие спроса и предложения 2.4. Существование и единственность равновесия
Кривая спроса, функция спроса
4 Круговое движение экономических благ включает четыре основных звена: Распределение Обмен Потребление Производство
5 Желание покупателей приобрести какой-либо товар, зависит от следующих факторов: P – цена товара (price) I – денежные доходы потребителей (income); T – вкусы и предпочтения потребителей (tastes); W – ценовые и дефицитные ожидания (wealth); P sub – цена на товары – субституты; P com – цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; B – прочие факторы
6 Объем спроса– максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.
7 Зависимость объема спроса Q D от определяющих его факторов называется функцией спроса: Q D = f (P, I, T, W, P sub, P com … N, B) Q - quantity-количество ; D - demand - спрос
8 Функция спроса от цены: Q D = f (P) Где: Q D - объем спроса; Р – цена (price)
9 Кривая (линия) спроса P P2P2 P1P1 0QQ2Q2 Q1Q1 D D
Кривая предложения, функция предложения
11 Объемом предложения называют максимальное количество какого- либо товара, которое согласны предложить продавцы на рынке в единицу времени при определенных условиях.
12 Условия, влияющие на объем предложения: P – цена товара; P r – цены факторов производства; K – применяемая технология; С – налоги и субсидии (дотации); N – количество производителей (продавцов); B – прочие факторы
13 В общем виде функция предложения имеет вид: Q S = f (P, P r, …,K, С, N, B) Q - quantity-количество; S - supply – предложение
14 Функция предложения от цены: Q S = f (P) Где: Q S - объем предложения; Р – цена.
15 Кривая (линия) предложения Q1Q1 Q2Q2 P1 P2 P Q S S 0
Равновесие спроса и предложения
17 В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения: Q E = Q S = Q D
18 Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. QEQE PEPE P Q S S 0 D D Е
19 В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению.
20 При любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке в своих интересах.
21 Допустим, реальная рыночная цена будет выше равновесной (P P E )
22 При такой цене избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену. Производители предпочтут скорее несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, превышающем объем спроса (определенное количество товара никто не покупает).
23 Избыток предложения QEQE P PEPE P Q S S 0 D D Q S Избыток Е Q D
24 Рассмотрим случай, когда реальная цена ниже равновесной: (P P E ).
25 В этом случае объем спроса Q D окажется выше объема предложения Q S (товар станет дефицитным). Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену.
26 Избыток спроса (дефицит товара) QEQE P PEPE P Q S S 0 D D Q S Дефицит Е Q D
27 Процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне, при котором объемы спроса и предложения равны.
Существование и единственность равновесия
29 Рассматривая равновесие, мы неявно предполагали следующие два допущения: На рынке отдельного товара равновесие существует всегда; Равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объёма.
30 Примеры, в которых перечисленные допущения нарушаются
31 Рассмотрим первое допущение и ответим на вопрос: Всегда ли существует равновесие на рынке отдельного товара?
32 а) Объём предложения превышает объём спроса при любой неотрицательной цене P 0 Q S D P E =0
33 Считают, что равновесие существует при равновесной цене P E =0, если при этой цене объем предложения превышает объем спроса: Q S Q D В этом случае говорят, что такое благо - свободное благо.
34 б) Цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме выпуска P 0 Q S D Q E =0
35 В этом случае считают, что равновесие наступает при нулевом равновесном объёме Q E =0, если цена предложения при этом выше цены спроса: P S P D Производство такого товара технологически возможно, но экономически нецелесообразно.
36 Рассмотрим второе допущение и ответим на вопрос: Всегда ли равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объёма?
37 Существуют примеры более чем одного сочетания цена – объём, при котором достигается равновесие на рынке :
38 2. а) Линия спроса и предложения имеют две общие точки. P1P1 E1E1 0 S S DE2E2 P2P2 P D Q
39 2. б) Линия спроса и предложения имеют общий отрезок, равновесие устанавливается при любой цене в интервале P 1 – P 2. P P2P2 P1P1 N 0QEQE D D S S Q M
40 2. в) равновесие устанавливается при любом объеме в интервале Q 1 – Q 2 D S D S PEPE 0 P Q1Q1 Q2Q2 Q
41 В обществе всегда имеются силы, которые хотели бы повлиять на цену не экономическими методами.
42 Допустим, равновесная цена товара увеличилась. Потребителям приходится уменьшать объем спроса (сокращать свои покупки).
43 Существует и другой иллюзорно простой путь – запретить продавцам повышать цены. Ввести максимальную цену и проблемы решены. Так ли это? Посмотрим на эту проблему с точки зрения экономической теории.
44 Последствия введения максимальной цены. QEQE PEPE P Q S S 0 D D Q S Дефицит Е QDQD P max Q D Q S
45 Если вводится максимальная цена, призванная защищать интересы покупателя, цена ниже равновесной, то при этой цене объем спроса превысит объем предложения.
46 Результат – покупатель, которому не досталось (не хватило) товара, продавец, который не хочет продавать товар.
47 Последствия введения минимальной цены. QEQE P min PEPE P Q S S 0 D D Q S Избыток Е QDQD Q D Q S
48 Если административно устанавливается цена выше равновесной, то объем предложения будет превышать объём спроса. Результат - у производителей возникают проблемы с реализацией товаров.