Рождественская тема в рассказах Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и А.П.Чехова «Ванька» Автор: ученица МБОУ РСОШ 2 Болдина Снежана Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ РСОШ 2 Корешкова К.А.
Цель: Рассмотреть рождественскую тему в литературе на основе рассказов Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и А.П. Чехова «Ванька»
Задачи Рассмотреть жанр рождественского (святочного) рассказа, определить его жанровые особенности; Провести сопоставительный анализ рождественских рассказов Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и А.П.Чехова «Ванька»; Обобщить результаты исследования.
Актуальность работы Долгое время происходило становление жанра. За период своего развития жанр то угасал, то возникал снова. Кроме того, происходило постепенное перетекание святочного рассказа в другие жанры, прежде всего в кинематографические - что понятно, ведь кинематограф тоже ориентируется на массовое восприятие. Здесь вспоминаются десятки новогодних детских мультфильмов, сказок, фильм Э. Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром". После девяностых годов XX века святочные и рождественские рассказы стали возвращаться на страницы газет и журналов. Они публикуют рассказы классиков XIX века и совсем "свежие" рассказы. Святочная литература активно возвращается и становится популярной.
Рождественский рассказ (святочный рассказ) - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Исследователи отмечают, что термины "святочный рассказ" и "рождественский рассказ", по большей части, используются как синонимы: в текстах с подзаголовком "святочный рассказ" могли преобладать мотивы, связанные с праздником Рождества, а подзаголовок "рождественский рассказ" не предполагал отсутствие в тексте мотивов народных святок. Словосочетание святочный рассказ было введено в обиход Н. Полевым.
Святочный рассказ можно распознать по следующим признакам: хронологическая приуроченность к Рождеству; наличие элемента чудесного; наличие рассказчика; наличие среди героев ребенка; наличие нравственного урока, морали.
Основные мотивы в рождественском рассказе 1.Одним из главных мотивов в рождественском (святочном) рассказе является мотив, имеющий христианскую основу - это мотив "божественного дитя" - ребёнка, посланного на землю Богом для спасения человечества. Спасение можно трактовать не только в буквальном смысле слова, как идею Мессии, но и с точки зрения простых человеческих чувств и отношений. 2.Роль сверхъестественного, чуда, которое происходит на Рождество - второй мотив рождественских (святочных) рассказов. 3.Третий мотив рождественского (святочного) рассказа - это мотив "нравственного перерождения". Дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей произведения, а также читателей.
Объектом нашего исследования являются рождественские рассказы Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и А.П. Чехова «Ванька»
Оба рассказа написаны в жанре святочного (рождественского) рассказа. Он содержит все его черты: календарная приуроченность. Действие происходит в канун Рождества; наличие автора-рассказчика, который обрамляет повествование; главный герой рассказа - ребенок; мотив чудесного
Сходства и различия 1.Последняя черта жанра (мотив чудесного) и в том, и в другом рассказе решается неоднозначно. Финалы рассказов двойственны. Формально рождественский рассказ Чехова заканчивается счастливо (пусть во сне, но письмо Ваньки находит своего адресата). С другой стороны, финал трагичен и трагическое не ограничивается детской ошибкой. У Чехова смерть сироты только подразумевается, а герой Достоевского замерзает в Рождество на улице. В предсмертном сне он оказывается у Христа на ёлке. Отсутствующая «здесь» в реальном мире справедливость восстанавливается «там», в сфере нереального.
2. И тот и другой автор использует в рассказе мотив «божественного дитя». Главные герои – дети, по мнению авторов, способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателей, дети живут как "некое указание нам", они - посланники Божии на земле, прообразы Младенца - Христа. Подобного возрождения чёрствой души в рассказах нет, но сама история детей представляет возможность читателям задуматься над нравственным несовершенством общества и поверить в возможность рождественского чуда, описанного в рассказах, которого так заслуживают главные герои.
На первый взгляд, исследуемые нами рассказы в отдельных деталях совпадают. Но всё же существует и главное отличие: Мы выяснили, что рождественский рассказ хронологически связан с праздником Рождества Христова(с рождением Младенца – Христа, христианская тема должна выдвигаться авторами на первый план) «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского является классическим рождественским рассказом, где на первый план выходит христианская тема, в тексте много деталей, которые на это указывают У Чехова христианская тема также присутствует, но является лишь фоном, как неотъемлемый мотив жанра. И поэтому рождественское чудо у него приобретает несколько иной смысл. Чеховский Ванька не только объект любви автора, читателя, но и субъект любви.
Выводы: 1)Рассмотренные нами рассказы относятся к жанру рождественского рассказа и соответствуют всем его признакам; 2)Мир изученных рассказов двойствен, понятие рождественского чуда связано с нереальным миром, в реальном мире – совершается трагедия; 3)«Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского является классическим рождественским рассказом и рождественская тема в рассказе напрямую связана с евангельским понятием рождественского чуда и с образом спасителя – Христа; 4)У А.П. Чехова в рассказе «Ванька» рождественская тема и понятие рождественского чуда связано с образом всеобщей любви, которая является здесь спасительной силой. Преображённая силой любви реальность – это и есть рождественское чудо.
Спасибо за внимание!