Леонардо да Винчи Зачётная работа по курсу «Работа с текстом и графикой» ученицы 9 класса Балашовой Марии Руководитель: Ротарь М.П.
Анонс. Величайший живописец, инженер, скульптор, врач, учёный материал может быть полезен на уроках истории и ИЗО
Содержание работы Краткая биография Трактат о живописи Леонардо – учёный Леонардо и оптика Анатомия, ботаника, палеонтология Фотоальбом
Краткая биография ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) Родился 15 апреля 1452 в городке Винчи близ Флоренции, умер 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция, итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» ( , в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей.Тайная вечеря
Краткая биография(продолжение) Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.Мадонна Бенуа
Краткая биография(продолжение) В «Поклонении волхвов» ( , не закончена; подмалевок в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных праздников.
Краткая биография(продолжение) Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. На этот период приходится творческий расцвет Леонардо- живописца. В «Мадонне в скалах» ( , Лувр; второй вариант , Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.
Краткая биография(продолжение) История создания фрески «Тайная вечеря»«Тайная вечеря» В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» ( ; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.
Краткая биография(продолжение) Занимаясь архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция , , 1507; Мантуя и Венеция 1500; Милан 1506, ; Рим ). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I. Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», гюг. Работа не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников.
Краткая биография(продолжение) В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. (вернуться в меню) (вернуться в меню)
Поздние картины К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио ( ), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около , Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето- воздушной перспек-тивы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти.Святая Анна с Марией и младенцем Христом»
Поздние картины(окончание) Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около , там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около , Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Р. Декарта представлениями о цикличности природных процессов.
«Трактат о живописи» Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно.
«Трактат о живописи» Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. «Живопись, пишет Леонардо, наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все, что существует во вселенной», он тоже есть «некий бог». (вернуться в меню) (вернуться в меню)
Леонардо ученый. Технические проекты
Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.
Технические проекты Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем.
Технические проекты Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. (вернуться в меню) (вернуться в меню)
Леонардо да Винчи и оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения. (вернуться в меню) (вернуться в меню)
Анатомия, ботаника, палеонтология В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе». (вернуться в меню) (вернуться в меню)
Вместо заключения Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе «Воскрешенные боги» ( ). (вернуться в меню) (вернуться в меню)
Леонардо да Винчи фотоальбом
Мадонны мадонна Бенуа мадонна Литта мадонна Бенуа
Джоконда В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно- отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. (вернуться) (вернуться)
Тайная вечеря вернуться
Мадонна в гроте. В «Мадонне в скалах» ( , Лувр; второй вариант , Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно- человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане. (вернуться)(вернуться)
Святая Анна с Марией и младенцем Христом Роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около , Лувр). Здесь как бы подводится итог его поискам в области свето- воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти. ( вернуться) ( вернуться)
Пропорции человеческого тела
Дама с горностаем Работа хранится в Национальном музее г. Краков
Проект памятника маршалу Тривульцио Рисунок хранится в королевском музее в Виндзоре
«Благовещение» Работа выставлена в галерее Уффицци во Флоренции
Эпоха Возрождения ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, период истории итальянского искусства (кон я четв. 16 вв.) классическая фаза художественной культуры Возрождения. В архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан ) ренессансные реализм и гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы выражение; искусству Высокого Возрождения присущи монументальное величие, сочетание возвышенной идеальности, гармонии с глубиной и жизненной яркостью образов.
Использованные ресурсы Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (DVD-версия 2007 г. Ст. Леонардо да Винчи, авт. Соколов М.Н.) Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства (CD «Интерактивный Мир», АО «Коминфо», 2000 г.) Статья В. В. Чуйко и проф. Д. К. Бобылева «Леонардо да Винчи» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 – 1907).