СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Красноярский край Опыт, проблемы, перспективы Красноярская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования
Федеральный – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений из представителей: общероссийских объединений Профсоюзов; объединений работодателей; Правительства РФ. Региональный - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ Трехсторонние комиссии субъектов РФ по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законами субъектов РФ Отраслевой - устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли Территориальный – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании Локальный – устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законами субъектов РФ и положениями, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Могут образовываться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Межрегиональный – устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ Уровни и органы социального партнерства
Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Участие работников, их представителей в управлении организацией Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров Формы социального партнерства (ст.27 ТК РФ)
Двухсторонние: - представитель работников (соответствующий профорган) - представитель работодателей (соответствующий орган власти) Трехсторонние: - представитель работников (соответствующий профорган) - представители работодателей (соответствующие органы власти - объединения работодателей отрасли) В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений: 1. Генеральное Соглашение 2. Межрегиональное соглашение 3. Региональное соглашение 4. Отраслевое (межотраслевое) соглашение - на федеральном уровне - на межрегиональном уровне - на региональном уровне - на территориальном уровне 5. Территориальное соглашение 6. Иные соглашение Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения орах По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах Виды соглашений в бюджетной сфере
В сфере образования социальное партнерство развивается приблизительно с начала 90-х годов и к настоящему времени сложилась следующая система социального партнерства, представленная: На федеральном уровне: Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России на 2012 – 2014 гг. На региональном уровне : Отраслевое соглашение по учреждениям, находящимся в ведении министерства образования и науки Красноярского края на гг. На территориальном уровне (муниципальное образование): Территориальные отраслевые соглашения. В 2011 году в 61 муниципальном образовании действовали 57, или 93,4%. На локальном уровне (образовательного учреждения): Коллективные договоры. В 2011 году действовали в 2020 учреждениях образования в 1667, или 82,5%. Действие коллективных договоров распространялось на человек, членов Профсоюза, или 78%
Представительская функция Профсоюза Участие в работе коллегиальных органов субъекта РФ: Коллегия министерства образования и науки края, Главная аттестационная комиссия, Комиссия по аккредитации образовательных учреждений, Комиссия по регулированию социально- трудовых отношений.
Представительская функция Профсоюза На локальном уровне: Правила внутреннего трудового распорядка, Определение систем нормирования труда, График работы и отпусков, Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, Положение о выплатах стимулирующего характера, Сверхурочная работа, Работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, Массовые увольнения, Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, Вредные и (или) опасные условия труда.
Динамика заключения территориальных соглашений, %
Динамика заключения коллективных договоров, %
Несмотря на планомерную работу организаций Профсоюза по развитию социального партнерства, остаются нерешенными проблемы: Содержание многих территориальных соглашений и коллективных договоров (по причине нехватки средств) декларативно и формально. Они только дублируют положения трудового законодательства. Не во всех муниципальных образованиях есть уполномоченный регистрирующий орган. Профсоюзные организации в образовательных учреждениях не всегда готовы аргументировано вести переговоры с работодателем (не всегда хватает юридической грамотности). Не во всех образовательных учреждениях созданы комиссии по ведению коллективных переговоров. В отдельных случаях отмечается слабая организация контроля за выполнением положений коллективных договоров. Основные проблемы проведения колдоговорной кампании 2011 года
Причины отсутствия соглашений и коллективных договоров: Социальная пассивность работников, отсутствие стремления к объединению и коллективной защите своих интересов, недооценка значения коллективного договора; Недостаточная настойчивость профактива; Противодействие со стороны работодателей. Затягивание переговорного процесса в связи с нежеланием работодателей брать на себя дополнительные финансовые обязательства. Недооценка сторонами социального партнёрства роли договорного регулирования социально-трудовых отношений, недостаточная информированность коллектива о результатах выполнения коллективных договоров и их экономической эффективности. Основные проблемы проведения колдоговорной кампании 2011 года
Приоритетные задачи коллективно-договорной кампании предстоящего периода Программой развития деятельности профсоюза на годы определены следующие задачи развития социального партнерства: Совершенствование структуры, условий функционирования и управления системой социального партнерства в образовании с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и образовательных учреждений; Повышение эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе на основе своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов; Мониторинг эффективности соглашений и коллективных договоров; Создание банка положительных достижений на всех уровнях социального партнерства, содействие распространению положительного опыта решения проблем повышения уровня социальных гарантий для работников отрасли.
Приоритетные задачи коллективно-договорной кампании предстоящего периода Добиваться проведения индексации заработной платы в размере не ниже реального уровня инфляции. Проведение совместного с органами управления образования мониторинга уровня оплаты труда для оценки эффективности НСОТ. Обеспечение дополнительных социальных гарантий работникам образования. Обеспечение профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства при осуществлении оптимизации сети образовательных учреждений и штатов, недопущение необоснованного сокращения штатов. Совершенствование форм и средств информационной работы.
Спасибо за внимание!
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Красноярский край Опыт, проблемы, перспективы Красноярская краевая организация Общероссийского Профсоюза образования