Образец заголовка Александр Григорьевич Федорец, к.т.н., доцент, директор АНО «Институт безопасности труда» Современные подходы к назначению «компенсаций» за «вредные» условия труда 1 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
2 Новая нормативная основа проведения АРМ по УТ «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ 342н от 26 апреля 2011 года, далее – Порядок-2011, вступает в силу с г. «В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ…,приказываю: 1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.Порядок 2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим Приказом, с 1 сентября 2011 года.Порядок 3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего Приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.ПорядкомПриказом 4. Признать утратившим силу с 1 сентября 2011 года Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. N 10577).Приказ Министр Т.А.ГОЛИКОВА
Постановление Правительства РФ от г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» 1. Установить работникам, занятым на тяжелых работах (?), работах с вредными (?) и (или) опасными (?) и иными особыми (?) условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации (???): сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. 3 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
Постановление Правительства РФ от г. N Министерству здравоохранения и социального развития РФ установить (!) - 2. Министерству здравоохранения и социального развития РФ в 6-месячный срок (до ) после вступления в силу настоящего постановления установить (!) - в зависимости от класса условий труда и - - с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии …, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, условия а также условия (!) предоставления указанных компенсаций. Вывод: полномочия по установлению размеров т.н. «компенсаций» и условий их назначения возложены на Минздравсоцразвития РФ, а не на «работодателя»…Ждемс… 4 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
Проект новой редакции ПостановленияПравительства РФ от г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» 1.Установить по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации (???): 1.1. работникам, занятым на тяжелых (???) работах: повышение оплаты труда - не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. 5 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
Проблемные вопросы: 1. Противоречивое содержание термина «компенсации» – в соответствии с Трудовым и Налоговым кодексом РФ с одной стороны и в соответствии с пост. Правительства РФ от , приказа Минздравсоцразвития России от н с другой стороны? 2. Отсутствие методов подтверждения условий назначения «компенсаций» – нормативные правовые акты, устанавливающие «нормативы», «методы» измерений и оценок, критериев отнесения условий труда к «вредным», «опасным», «особым», а «работ» – к «тяжелым»? 3. Отсутствие «действующих нормативных правовых актов» определяющих порядок назначения «компенсаций»? © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
Компенсации за (?) тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда 7 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Трудовой кодекс РФПост. правительства РФ от Ст Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Ст. 92….Сокращенная продолжительность рабочего времени …. Ст. 117 … Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска … Ст. 147 … Минимальные размеры повышения оплаты труда... Компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Не компенсации!!!
Задачи формирования нормативной правовой базы 8 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Государственные нормативные требования охраны труда Ст. 211 Трудового кодекса РФ Пост. Прав. РФ от Пост. Прав. РФ от Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, …. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами …. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами …. - нормативные правовые акты приобретают обязательную силу после государственной регистрации и официального опубликования; - нормативные правовые акты приобретают обязательную силу после государственной регистрации и официального опубликования; - нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. - нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. - акты, изданные в ином виде (например, директивы и др. – стандарты?), не должны носить нормативный правовой характер (. - акты, изданные в ином виде (например, директивы и др. – стандарты?), не должны носить нормативный правовой характер (прил. к пр. Минюста РФ от 4 мая 2007 г. N 88). К нормативным правовым актам (!!!!!), содержащим государственные норма- тивные требования охраны труда (!!!!!), относятся: К нормативным правовым актам (!!!!!), содержащим государственные норма- тивные требования охраны труда (!!!!!), относятся: стандарты безопасности труда (1); стандарты безопасности труда (1); правила (11/25) и типовые инструкции по охране труда (,,); правила (11/25) и типовые инструкции по охране труда (,,); государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы,…устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы,…устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса
Структура процесса назначения «компенсаций» © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Проведение измерений Методика измерений – на основе действующих НПА Проведение оценок Методики оценок – на основе действующих НПА Нормативы и критерии – на основе действующих НПА Установление условий «Условия назначения компенсаций» – на основе действующих НПА Установление видов и размеров компенсаций «Порядок» назначения компенсаций – на основе действующих НПА Отмена компенсаций «Порядок» отнесения условий труда к «безопасным» – на основе действующих НПА Обследование РМ Порядок установления перечня факторов и времени их воздействия – на основе НПА 1
Основания определения «условий»… п. 13 … Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (!!!) включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам …»; п.18. … Протокол должен содержать следующую информацию: реквизиты нормативных правовых актов (…), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
Основания определения «условий»… © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Не являются «нормативными правовыми актами» и, поэтому, не содержат «государственных нормативных требований охраны труда» «гигиенические нормативы» по следующим факторам: ШУМВИБРАЦИЯ (ОБЩ / ЛОК) ИНФРАЗВУК УЛЬТРАЗВУК (ВОЗД / КОНТ) МИКРОКЛИМАТ (*1340) ТЯЖЕСТЬ ТРУДА НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ (НРБ-99/2009*) ОСВЕЩЕНИЕ (*1278) ЛАЗЕРНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ УФ ИЗЛУЧЕНИЕ
Основания определения «условий»… п.7…. При проведении аттестации…: - работодатель вправе требовать от аттестующей организации проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами…; - аттестующая организация … определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, …. Р , ГОСТ, ГОСТ Р, МУК, МУ – не являются «нормативными правовыми актами». «Порядок АРМ» прямые требования к методам измерений и оценок не содержит… © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
Что такое «вредные условия труда»? «Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием (!!!) вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности… (Руководство Р )» «Вредные и опасные условия труда - это условия и характер труда, при которых, вследствие нарушения (!!!) санитарных норм и правил, возможно (!!!) воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормативы, и психофизиологических факторов трудовой деятельности, вызывающих функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности и/или нарушению здоровья работающих. (Гигиеническая классификация условий труда, утв. Минздравом СССР 12 августа 1986 г. N )» 13 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) СССР: СПИСКИ… И ПЕРЕЧНИ… РОССИЯ: АРМ
Руководствоваться ли документами СССР? Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Конституция РФ, ст Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 14 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
Руководствоваться ли документами СССР? ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-I «О ратификации Соглашения о создании СНГ» 2. В целях создания условий, необходимых для реализации статьи 11 названного Соглашения, установить, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению. СОГЛАШЕНИЕ от 8 декабря (!!!) 1991 года «О создании СНГ» Статья 11. С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств НЕ ДОПУСКАЕТСЯ (!!!) применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР. 15 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
«…Правительство Российской Федерации 20 ноября 2008 г. издало Постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". …. В связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и являются недействующими». Определение Верховного Суда РФ от 25 августа 2010 г. N ГКПИ © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
© АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) СТРУКТУРА И НОРМАТВИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ Элемент АРМТребования ПорядкаСовременное состояние Проведение измеренийНа основе методов, установленных НПА НПА для проведения измерений отсутствуют Проведение оценок (гигиенических) ВПФ На соответствие ГНТОТНПА, содержащие ГНТОТ к ВПФ для большинства ВПФ отсутствуют Критерии отнесения условий труда к КУТ НПА, содержащие критерии оценки (классификации), отсутствуют Установление компенсаций На основе действующих нормативных правовых актов НПА для установления компенсаций отсутствуют
Заполнение строки 040 N п/пВиды компенсацийФактическое наличие По результатам оценки условий труда необходимость в установлении компенсации (да, нет) основание 1. Размер повышения оплаты труда работников 8 Да / Нет отсутствует 2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 6 Да / Нет отсутствует 3. Продолжительность рабочего времени 36 Да / Нет отсутствует 4. Молоко или другие равноценные пищевые продукты 5. Лечебно-профилактическое питание Строка 040. Компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда - в первом ярусе "необходимость в установлении компенсации" графы отражается необходимость предоставления соответствующей компенсации и делается запись "да" или "нет"; - во втором ярусе "основание" графы указываются соответствующие действующие (!!!) нормативные правовые (!!!) акты со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты, при их отсутствии делается запись "отсутствует«. 18 © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
Два подхода к аттестации и к «компенсациям» По Закону (в соответствии с Порядком аттестации РМ и иными нормативными правовыми актами) По «понятиям» (на основе «официального мнения», не инт) По здравому смыслу (трезвый расчет с учетом трудового законодательства, налоговых ограничений, экономического положения и социальных условий) © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
20 Налоговые аспекты «компенсаций» Налоговый кодекс РФ, ч.II Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. 1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: … … 7) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации …
© АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Проблема отмены компенсаций после улучшения условий труда Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда Каждый работник имеет право на:.. компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ (см. ст.164), коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (за что и в каком размере?). безопасных условий труда В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. Безопасные условия труда не превышаютустановленных нормативов «Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов» (ст. 209 ТК).
Назначить, нельзя, отменить… «Вредные условия труда» «Безопасные условия труда» «Обычные» условия труда «Вредность» «Компенсации» Отмена «компенсаций» Назначение «компенсаций»
© АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Проблемы при назначении компенсаций 2. Используемые в нормативных правовых актах термины: вредные условия труда, опасные условия труда, особые условия труда, нормальные условия труда, тяжелые условия труда, тяжелые работы, особо вредные…, особо опасные…, особо тяжелые… (условия труда / работы) в национальной правовой базе пока не определены. 3. В любом случае, «вредные условия труда» связываются с превышением гигиенических нормативов («нарушением санитарных правил»). В связи с этим, следует помнить, что: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность …, если при осуществлении указанных видов деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила» (п.2, ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 4. В соответствии с действующей системой гигиенического нормирования можно вполне обоснованно установить «вредные условия труда» (т.е найти превышение какого-либо гигиенического норматива) практически на каждом рабочем месте. Но практически невозможно доказать отсутствие «вредных условия труда» ввиду невозможности измерения всех нормируемых «вредных факторов». 1. Понятие «компенсации» применяемое в системе аттестации РМ (в т.ч. в пост. 870) не совпадает с соответствующим определением «компенсации» в Трудовом кодексе РФ, в налоговом и бухгалтерском учете.
© АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Самые распространенные ошибки при проведении аттестации рабочих мест: Возложение всей работы по аттестации на службу охраны труда или на специалиста по охране труда. Назначение председателем аттестационной комиссии главного инженера (технического директора). Уклонение от участия в проведении аттестации рабочих мест (в работе аттестационной комиссии) представителей профсоюза. Проведение аттестации рабочих мест «под ключ» без управления этим процессом со стороны организации-заказчика. Проведение аттестации рабочих мест «втёмную» без обучения членов аттестационной комиссии по «наиболее острым вопросам аттестации рабочих мест». Уверенность в том, что результаты измерений однозначно, объективно и неоспоримо определяют условия труда на рабочем месте и связанные с этим «компенсации». Уверенность в том, что аттестацию рабочих мест проводит аттестующая организация (АО), а не работодатель совместно с АО.
Рекомендации по назначению «компенсаций» Считать «компенсации» (в смысле пост. 870, пр. 342н) не «компенсациями», предусмотренными «законодательством» (в смысле ТК РФ), а - повышенным размером оплаты труда, - дополнительным отпуском - сокращенным рабочим днем по инициативе работодателя, по коллективному договору, по трудовому договору, по соглашению. Постараться, по возможности, не назначать новые «компенсации» и не отменять прежние. Ни в коем случае не проводить аттестацию рабочих мест «под ключ» («втемную»)!. Учиться, учиться и, еще раз, учиться! © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495)
© АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Основные направления деятельности по улучшению состояния безопасности труда Выявление опасных факторов на рабочих местах и разработка мероприятий по их устранению или снижению связанных с ними рисков (в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда опасные факторы не выявляются); Обучение работников современным эффективным и безопасным методам выполнения работ, а руководителей методам обучения работников и методам оценки рисков в целях рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности труда; Обучение членов аттестационных комиссий (представителей работодателей и работников) методологическим и социально- экономическим аспектам аттестации рабочих мест с целью обеспечения их направленности на улучшение условий труда и координации с другими мероприятиями в области обеспечения производственной безопасности и сохранения здоровья работников.
Образец заголовка Александр Григорьевич Федорец, к.т.н., доцент, директор АНО «Институт безопасности труда» Благодарю за внимание! Консультации по вопросам аттестации рабочих мест, назначения компенсаций по тел. (495) , © АНО «Институт безопасности труда», г. Москва, (495) Вопросы к Минздравсоцразвития РФ: