Новая система оплаты труда и ее взаимосвязь с другими механизмами модернизации образования 16 августа 2011 г. 1
ЗАДАЧА: ЗАДАЧА: предоставление гражданам равного доступа к качественной образовательной услуге Необходимы новые экономические механизмы, стимулирующие повышение качества образования Нормативное подушевое финансирование Рост заинтересованности руководителя в эффективном расходовании средств ПРОБЛЕМА! Нет заинтересованности воспитателя Необходимо введение новой системы оплаты педагогических работников Оплата труда по тарифной сетке не стимулирует воспитателя к повышению качества образования Зарплата воспитателя не зависит от количества воспитанников (нет заинтересованности преподавателя в сохранении контингента) 2
НПФ СОКО НСОТ Общественно- государственное управление Управление НСОТ НПФСОКО Электронный документооборот 3
4 Трудовой кодекс, ст. 135 Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. … Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников
5 Трудовой кодекс, ст. 144 Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии Федеральные государственные учреждения Государственные учреждения субъектов РФ Муниципальные учреждения с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ 5 декабря 2004 года N 86 Статья 5. Оплата труда, отличная от тарифной системы По решению Правительства Москвы для оплаты труда работников отдельных государственных учреждений города Москвы может применяться иная система оплаты труда, отличная от тарифной системы по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы. 6
Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2010 года 1088-пп «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» 9. Предоставить органам исполнительной власти города Москвы право вносить в Правительство Москвы предложения о введении в экспериментальном порядке новых отраслевых систем оплаты труда в отдельных государственных учреждениях ранее 1 июля 2011 г. с одновременным утверждением положений об оплате труда в указанных государственных учреждениях. 7
Новая система оплаты труда Базовая часть (дето-час) Специальная часть Стимулирующая часть - объективность и прозрачность - заинтересованность в каждом воспитаннике - учет всех видов деятельности - компенсационные выплаты - доплаты и надбавки -повышающие коэффициенты - стимулирование результативности - разделение понятий «Факт выполнения работы» и «Результативность работы» Право каждого образовательного учреждения принимать систему оплаты труда 8
ФОТ ФОТб (базовая) 60-80% ФОТ пп Педагогические работники ФОТо общая часть 70% ФОТсп специальная часть 30% ФОТ АУП, ВВП, ОП ФОТст (стимулирующая) 20-40% 9 Распределение фонда оплаты труда Гарантированная часть, оплата за факт Оплата за качество Расчет дето-часа Выплаты компенсационного характера, доплаты за звания, выплаты за работу с отдельными категориями детей
ФОТо = ФОТг + ФОТгкп ФОТг – фонд оплаты труда педагогов, работающих в группах с 12-часовым, 14-часовым, 24-часовым пребыванием детей; ФОТгкп – фонд оплаты труда педагогов, работающих в группах кратковременного пребывания детей. 10
Единица измерения – стоимость дето-часа 1 дето-час - стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час работы с 1 расчетным воспитанником 11 ФОТ г х 35 СТг = , (а1 x в1 + а2 x в2 + а3 x в3 ) x 52 где СТг – стоимость бюджетной услуги по образованию, присмотру и уходу в группах с 12-часовым, 14-часовым, 24-часовым пребыванием детей; 35 – среднее количество рабочих недель в году; 52 – количество недель в году; а1 – количество воспитанников в группах с 12-часовым пребыванием; а2 – количество воспитанников в группах с 14-часовым пребыванием; а3 – количество воспитанников в группах с 24-часовым пребыванием; в1 – годовое количество часов в группах с 12-часовым пребыванием – 2940 часов; в2 – годовое количество часов в группах с 14-часовым пребыванием – 3430 часов. в3 – годовое количество часов в группах с 24-часовым пребыванием – 5880 часов.
Стоимость дето-часа в группах кратковременного пребывания и иных вариативных формах 1 ученико-час - стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час работы с 1 расчетным воспитанником 12 ФОТ гкп х 35 СТгкп = , (а4 x в4 + а5 x в5) x 52 где СТгкп - стоимость бюджетной услуги по образованию, присмотру и уходу в группах кратковременного пребывания и иных вариативных формах; 35 – среднее количество рабочих недель в году; 52 – количество недель в году; а4 – количество воспитанников в группах с 3-часовым пребыванием детей; а5 – количество воспитанников в группах с 4-часовым пребыванием детей; в4 – годовое количество часов в группах с 3-часовым пребыванием детей – 735 часов; в5 – годовое количество часов в группах с 4-часовым пребыванием детей–. 980 часов
Оклад педагогического работника, работающего в группах с 12- часовым, 14-часовым, 24-часовым пребыванием детей, рассчитывается по формуле: Оп = (СТг хУ х Ч) х К, где: Оп – оклад педагогического работника; У – количество воспитанников в группе; Ч – среднегодовое количество часов в месяц; К – коэффициент за особенность, сложность работы в зависимости от специфики образовательной программы образовательного учреждения. Оклад педагогического работника, работающего в группах в группах кратковременного пребывания детей, рассчитывается по формуле: Оп = (СТгкп хУ х Ч) х А, где: Оп – оклад педагогического работника; У – количество воспитанников в группе; Ч – среднегодовое количество часов в месяц; А – коэффициент за особенность, сложность работы в зависимости от специфики образовательной программы образовательного учреждения. 13
Коэффициент за особенность, сложность работы в зависимости от специфики образовательной программы образовательного учреждения может устанавливаться образовательным учреждением и определяться на основании следующих критериев: 1) дополнительная нагрузка работника, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья, возрастными особенностями учащихся (например, ранний возраст, подготовительный возраст); 2) специфика образовательной программы образовательного учреждения, определяемая концепцией программы его развития (например обучение воспитанников с особыми возможностями здоровья, работа в группах наполняемости, отличающейся от предельной, иное). 14
Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс (ФОТс), включает в себя: 1) выплаты компенсационного характера, предусмотренные трудовым законодательством либо правовыми актами города Москвы (примерная доля указанных выплат составляет 10 процентов фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс; доля определяется образовательным учреждением самостоятельно); 2) повышающие коэффициенты, в том числе за квалификационную категорию педагогического работника, работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, выполнение работ, предусмотренных образовательной программой, иное (доля определяется образовательным учреждением самостоятельно); 3) доплаты за наличие почетного звания, государственных наград и иных званий и наград (примерная доля - 5 процентов фонда оплаты труда педагогических работников, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс, доля определяется образовательным учреждением самостоятельно). Образовательное учреждение вправе ввести дополнительные повышающие коэффициенты, в рамках фонда оплаты труда педагогического персонала, непосредственно осуществляющего воспитательно-образовательный процесс. 15
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает образовательную программу Образовательное учреждение самостоятельно определяет: соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно- вспомогательного персонала; внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда 16
Необходимые действия: Разработка и принятие нормативного акта города Москвы о новой системе оплаты труда Проведение необходимых расчетов и обоснований Разработка и принятие необходимой нормативно- правовой базы на уровне округа Уведомление воспитателей и работников образовательных учреждений о введении НСОТ Внесение изменений и дополнений в уставные документы образовательных учреждений (в том числе по наделению полномочиями органов государственно-общественного управления) Проведение разъяснительной работы 17
Локальные акты (модель): Положение «О введении новой системы оплаты труда (НСОТ) работников» О порядке установления выплат из стимулирующей части ФОТ Положение о формировании экспертной службы (Информ. анализ) для распределения стимулирующей части ФОТ Положение о специальной части ФОТ педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс Положение о специальной части ФОТ для АУП, УВП, ОП Дополнительное соглашение к трудовому договору с работником в связи с введением новой системы оплаты труда (НСОТ) 18
от качества его работы (результат) от количества детей в группе от количества часов от квалификации воспитателя от круга фактически выполняемых обязанностей От чего будет зависеть зарплата воспитателя? Ожидаемые результаты от введения НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА повышение профессионального уровня рост интереса преподавателя к сохранению контингента детей в группе повышение эффективности образовательного процесса повышение роли общественности вынужденная открытость и прозрачность при распределении ФОТа зависимость зарплаты директора от средней зарплаты преподавателя 19
Отход от уравнительных подходов и обеспечение повышения доходов воспитателей Обеспечение учета особенностей образовательного учреждения при формировании порядка распределения специальной и стимулирующей частей ФОТ Вовлечение значительного числа педагогических работников, родителей в процесс обсуждения механизмов введения НСОТ Появление заинтересованности руководителя образовательного учреждения в оптимизации штатного расписания и повышении уровня заработной платы педагогических работников за счет введения зависимости оплаты труда руководителя образовательного учреждения от заработной платы педагогических работников в его ОУ Повышение управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, членов органов государственно-общественного управления Эффекты введения НСОТ 20
Разъяснения Департамента финансов города Москвы от /6 «О формировании стимулирующей части фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» 21
Обязанности директора: Директор, осуществляя деятельность в рамках законодательства РФ и нормативных актов Правительства Москвы: –создает условия для повышения оплаты труда работникам учреждения; –обеспечивает соблюдение нормативной правовой базы при введении НСОТ; –предъявляет Совету учреждения предложения по распределению выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда. 22
Обязанности председателя Управляющего Совета: обеспечивает демократичный, государственно-общественный характер рассмотрения вопроса о стимулировании работников; организует рассмотрение на заседаниях Совета учреждения вопроса об утверждении кандидатур для установления выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда. 23
Риски: –Психологические; –Временные (сжатые сроки); –Организационные; –Экономические. 24
РискиПути устранения Несовершенство нормативно-правовой базы для введения НСОТ, необходимость доработки Привлечение общественности к разработке и принятию нормативных локальных актов Психологическая перестройка «трудного» преподавателя Повышение мотивации педагогического коллектива, создание мотивационной среды в учреждении. Проведение тренингов по психологической адаптации в условиях СОКО, НСОТ. Трудоемкость (временные затраты) расчета при тарификации Повышение квалификации, создание системы эффективного образовательного менеджмента и маркетинга. Некорректность отдельных индикаторов оценки труда педагогических работников Участие Управляющего совета, Совета родителей в распределении бюджетных и внебюджетных средств. Недостаточный размер стимулирующего фонда оплаты труда Повышение эффективности деятельности учреждения ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ МИНИМИЗАЦИИ 25
При внесении изменений в систему оплату труда необходимо соблюдать нормы, предусмотренные Трудовым кодексом Профсоюзные организации 26
27 Информация на сайте Департамента образования города Москвы Семинары по вторникам в пилотных школах
Спасибо за внимание! 28