ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ДОЛЕЙ П.М. Сапожников, ФКЦ «Земля»
Существующее положение земельную долю Свидетельство о праве собственности на земельную долю, с юридической точки зрения не дает полного права собственности на землю. Во-первых, границы земельных массивов, в которых находятся земельные доли, в натуре и на карте не обозначены, они не поставлены на государственный кадастровый учет, что делает невозможным совершение с земельными долями каких либо сделок, даже передачу их в аренду. Во-вторых, часть земель колхозов и совхозов (до 10% сельскохозяйственных угодий) в общую долевую собственность граждан не передавалась, а была зачислена в фонд перераспределения земель района, без определения границ этих земельных массивов, т. е. разграничение частных земель и государственных земель не произведено. В-третьих, все эти бывшие земли колхозов и совхозов без оформления и регистрации каких-либо документов в регистрационных палатах до сих пор используются. В отдельных случаях сельскохозяйственные организации добровольно выплачивают арендную плату собственникам земельных долей и даже платят за них земельный налог, но все эти действия можно признать незаконными, так как земельные отношения не прошли государственную регистрацию. Однако такая неопределенная ситуация с правовым положением земельных долей заканчивается.
Изменение существующего положения 1. Согласно ст.392 Налогового кодекса РФ (введена в действие с 1 января 2006 года) собственники земельных долей обязаны теперь платить земельный налог, даже если их земельные доли не используются и не обрабатываются. В связи с этим можно ожидать после вручения гражданам налоговых извещений массового добровольного отказа от прав на земельные доли, так как в отдельных случаях невозможно найти покупателя или арендатора земельной доли из-за отсутствия спроса на сельскохозяйственные земли, особенно в удаленных районах, в которых сельскохозяйственные организации по экономическим причинам не могут обрабатывать всю имеющуюся землю. 2. Поправка в п. 5 статьи 13 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (вступила в действие с 30 июля 2005 года) наделила органы власти субъектов РФ и муниципальных образований правом направлять в суд заявление о возврате в собственность субъекта РФ или муниципального образования земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение 3-х и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, т. е. не внесли ее в уставный капитал сельскохозяйственной организации, не передали ее в доверительное управление, не продали или не подарили ее другому собственнику земельной доли, сельскохозяйственной организации или фермеру, не выделили ее в натуре для передачи в аренду или образования фермерского хозяйства либо личного подсобного хозяйства. Причем делать это разрешено в упрощенном порядке. В районной газете печатается список граждан, которые не распорядились своей земельной долей, и им предлагается в течение 90 дней воспользоваться своим правом. После такого предупреждения разрешается подать заявление в суд о признании права государственной или муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
продолжение 3. Истекает отпущенный статьей 16 указанного выше закона срок на приведение в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ договоров аренды земельных долей, не зарегистрированных в регистрационных палатах. Для этого необходимо выполнить землеустроительные работы по определению границ земельного участка ( в состав которого входят земельные доли), передаваемого в аренду, поставить его на кадастровый учет, получить каждому гражданину в регистрационной палате новое Свидетельство о праве собственности на земельную долю заключить договор аренды и зарегистрировать его в регистрационной палате. Если этого не сделать, то в силу закона руководитель сельскохозяйственной организации вправе издать приказ о том, что с этого дня все земельные доли находятся у него в доверительном управлении. Дальше в соответствии с п. 3 статьи 1022 Гражданского кодекса РФ долги сельскохозяйственной организации будут погашаться за счет земельных долей, находящихся в доверительном управлении, даже без согласия собственника земельной доли. Учитывая сегодняшнее состояние экономики сельскохозяйственных предприятий можно прогнозировать массовую распродажу земельных долей
Основные положения законодательства о порядке распоряжения земельной долей 1. В ст. 12 пункт 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» перечислены виды сделок с земельными долями при осуществлении которых не требуется предварительный выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок. Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли, т.е. распорядиться не земельной долей, а земельным участком. При совершении этих сделок земельная доля переходит от одного участника долевой собственности с прекращением для этого участника права на долю в общей собственности к другому лицу (гражданину или юридическому лицу), которое становится полноправным участником долевой собственности взамен прежнего участника долевой собственности.
Участник долевой собственности, пожелавший распорядиться своей земельной долей, должен иметь документ, удостоверяющий его право на земельную долю (один из 3-х ). 1. Свидетельство о праве на земельную долю (Согласно ст.18 Закона об обороте), выданное до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ (далее – Правительство) от , которое выдавалось до , или по форме, утвержденной указом Президента РФ ( далее – Президент) от Выписка из решения районной администрации (органа местного самоуправления) о приватизации сельскохозяйственных угодий в конкретном колхозе, совхозе или иной сельскохозяйственной организации. Такие решения принимались на основании протокола общего собрания трудового коллектива реорганизуемого колхоза или совхоза об утверждении перечня лиц к наделению граждан земельными долями. При наличии первого или второго документов, в соответствии с п.2 ст.6 Закона о регистрации необходимо пройти процедуру государственной регистрации. 3 Выписка из ЕГРП, удостоверяющая право на земельную долю, в соответствии с Законом о регистрации, с выдачей гражданину Свидетельства по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от "Об утверждении правил ведения ЕГРП". При наличии этого документа дополнительной государственной перерегистрации прав на земельную долю не требуется
Регистрация прав общей собственности документов: Регистрация прав общей собственности проводится на основании следующих документов: I. Кадастровый план земельного участка удостоверенный районным отделом Роснедвижимости (согласно п.4 ст.18 Закона о регистрации). План земельного участка (описание земельного участка) может быть выполнен как на основании материалов межевания земель, выполняемых геодезистами в полевых условиях, так и без проведения геодезических работ (ст.17 ФЗ "О землеустройстве). II. Протокол собрания о реорганизации с.х. предприятия со списком участников общей собственности на землю. В повестку дня этого первого собрания в обязательном порядке включалось 3 вопроса: а) о выборе форм собственности на землю; б) о выдвижении представителей трудового коллектива во внутрихозяйственную комиссию по приватизации земли и реорганизации хозяйства; в) об утверждении перечня лиц к наделению имущественными и земельными паями. Протокол собрания можно получить из архива с.х. предприятия. III. Постановление районной администрации о передаче земельного участка в общую собственность со списком всех собственников земельных долей на момент реорганизации хозяйства. Данное постановление принималось на основании протоколов общего собрания об утверждении перечня лиц к наделению земельными долями и об установлении размера земельной доли. Перечисленные выше документы представляются в регистрационную палату один раз для государственной регистрации всех собственников земельных долей данного хозяйства.
Регистрация прав собственника на земельную долю Требуются : 1) документ, удостоверяющий право гражданина на земельную долю. Представляется подлинник и заверенная копия. 2) квитанцию об оплате регистрации. 3) справку из районного отдела Роснедвижимости об отсутствии (наличии) обременений и арестов на земельные доли. Регистрация проводится в месячный срок (п.3 ст.13 Закон о регистрации). При возникновении у регистратора сомнений в подлинности представленных документов он вправе приостановить регистрацию на 1 месяц с уведомлением в письменной форме заявителя с обоснованием такого решения (п.2 ст.19 Закон о регистрации). Если в указанный срок заявитель не устранит причины, препятствующие регистрации, то регистратор вправе отказать в государственной регистрации. По согласованию с заявителем (в письменной форме) срок приостановки регистрации может быть продлен, но не более чем на 3 месяца (п.2 и 3 ст.19 Закон о регистрации). Получив в регистрационной палате документ, удостоверяющий право на земельную долю (выписка из ЕГРП и Свидетельство по форме, утвержденной постановлением Правительства от ), собственник земельной доли вправе совершить с ней любую сделку, предусмотренную ст.12 Закона об обороте
Купля-продажа земельной доли Право на покупку продаваемой земельной доли имеют остальные участники общей собственности, с.х. организация или гражданин-член крестьянского (фермерского) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности (ст.12 Закон об обороте). Если они откажутся приобрести земельную долю, то продать ее иному третьему лицу нельзя. С учетом этого продажа земельной доли осуществляется в следующем порядке: а) собственник земельной доли не обязан извещать остальных участников общей собственности о своем желании продать ее (абзац первый п.2 ст.12 Закон об обороте). б) договор купли-продажи земельной доли заключается в письменной форме с соблюдением требований ст.549 и 550 Гражданского кодекса и не требует обязательного нотариального удостоверения; в) договор купли-продажи подлежит государственной регистрации в регистрационной палате. Договор купли-продажи регистрируется в регистрационной палате по месту расположения земельной доли.
Выделение земельного участка в счет земельной доли Статья 13 Закона об обороте предоставляет право собственнику земельной доли по своему усмотрению требовать выдела земельного участка в счет земельной доли.. Выдел Выдел земельного участка в счет земельной доли (земельных долей) – это переход части земельного участка, находящегося в общей собственности, в собственность участника долевой собственности и прекращение для этого участника права на земельную долю (земельных долей). Выделенный земельный участок (вновь сформированный земельный участок) подлежит государственному кадастровому учету и государственной регистрации. Не допускается образование новых земельных участков размеры которых меньше чем минимальные размеры земельных участков, установленные законом субъекта РФ (п.1 ст.4 Закона об обороте). Необходимо приобрести такое количество земельных долей, которого бы хватило для установленного минимального размера вновь образуемых земельных участков.
Размер земельного участка Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется в соответствии с документами, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель с.х. назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.