ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ ОБ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ Локальное правовое обеспечение образовательной деятельности
Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ проводится в Конституции РФ Ст.71Ст.72 Исключительное ведение РФ - уголовное право; - финансовое законодательство, федеральные налоги и сборы; - судоустройство; - гражданское право; - гражданский и арбитражный процесс. Совместное ведение - трудовое право; - пенсионное законодательство; - административное право; - земельное право; - образовательное право. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Уровни системы нормативно-правовых актов в сфере образования Муниципальный Субъекта Федерации Федеральный
уровень Подзаконные акты Законы РФ (РСФСР) Федеральные законы Кодексы Федеральные Конституционные законы Конституция РФ
Подзаконные акты Указы Президента Постановления и распоряжения Правительства Нормативные правовые акты органов исполнительной власти а) приказы Министерства образования, здравоохранения б) инструкции
Уровень Субъекта Федерации Акты органов исполнительной власти субъектов РФ Акты высшего должностного лица либо высшего органа исполнительной власти Законы субъекта РФ Устав субъекта РФ
Муниципальный уровень Решения Главы Администрации района Постановления Главы Администрации района
ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ общеобразовательного учреждения Основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления ОУ и регулирующий отношения в рамках данного ОУ
1. Официальный правовой документ, изданный в письменной форме, содержащий необходимые реквизиты: ПРИЗНАКИ локальных актов а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание; б) дата издания; в) порядковый (регистрационный) номер; г) подпись уполномоченного должностного лица; д) в необходимых случаях визы согласования и печать ОУ
2. Основан на законодательстве ПРИЗНАКИ локальных актов 3. Принят компетентным органом управления ОУ 4. Действует только в пределах самого ОУ, не регулирует отношения вне ОУ
Документы ОУ, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше, не могут считаться локальными актами и не могут регулировать поведение участников образовательного процесса ВЫВОД:
НОРМАТИВНЫЕ ВИДЫ локальных актов Содержат общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников ОУ и (или) обучающихся, их родителей; рассчитаны на неоднократное применение ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (распорядительные, правоприменительные) Используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФОРМЫ локальных актов ПРИКАЗ РЕШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТРУКЦИЯ ПРАВИЛА ДОГОВОР РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФОРМЫ локальных актов Локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления ОУ
ПРИКАЗ ФОРМЫ локальных актов Локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, издаваемый директором школы для решения основных и оперативных задач, стоящих перед ОУ
РЕШЕНИЕ ФОРМЫ локальных актов Локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся) для реализации права на участие в управлении ОУ
ФОРМЫ локальных актов Распоряжение Документ, издаваемый по вопросам информационно-методического и оперативного характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других нормативных документов данной организации или вышестоящих органов
ФОРМЫ локальных актов Постановлениями и приказами органов управления ОУ утверждаются и вводятся в действие: Положения,Инструкции,Правила
ПОЛОЖЕНИЕ ФОРМЫ локальных актов Локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления ОУ, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации ОУ своих полномочий
ИНСТРУКЦИЯ ФОРМЫ локальных актов Локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо
ПРАВИЛА ФОРМЫ локальных актов Локальный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности ОУ, его работников и обучающихся
ДОГОВОР ФОРМЫ локальных актов Соглашение двух или нескольких лиц (граждан, юридических лиц) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей
ЗАКОННОСТЬ ПРИНЦИПЫ ИЗДАНИЯ локальных актов ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ДЕМОКРАТИЗМ СИСТЕМНОСТЬ Не должны противоречить всем уровням правовой системы Только те, которые необходимы и (или) обязательны в соотв. с законодательством Группа разработчиков должна включать различных представителей Должны быть связаны с другими, Не дублировать нормы, Не содержать пробелы
ИНИЦИАТИВНАЯ СТАДИЯ ПРОЦЕДУРА ИЗДАНИЯ локальных актов ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ОБСУЖДЕНИЕ (ЭКСПЕРТИЗА) ПРИНЯТИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ОБНАРОДОВАНИЕ
ИНИЦИАТИВНАЯ СТАДИЯ ПРОЦЕДУРА ИЗДАНИЯ локальных актов -возникновение идеи, концепции; - обоснование необходимости принятия (изменения, отмены); -сбор, обобщение и анализ имеющейся информации, проведение необходимых расчетов; -прогноз последствий применения; - оценка возможных рисков.
ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА ПРОЦЕДУРА ИЗДАНИЯ локальных актов Создание текста локального акта Структура проекта локального акта должна обеспечивать логическое раскрытие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования
ОБСУЖДЕНИЕ (ЭКСПЕРТИЗА) ПРОЦЕДУРА ИЗДАНИЯ локальных актов Обсуждением проекта среди заинтересованных участников образовательного процесса той или иной категории работников школы, чьи интересы затронет локальный акт, может быть организовано в разных формах
ПРИНЯТИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЦЕДУРА ИЗДАНИЯ локальных актов Процедура принятия определена в Уставе. Принятый и (или) утвержденный акт должен содержать все необходимые реквизиты (подпись, дату, регистрационный номер и т.д.) в соответствии с правилами делопроизводства
ОБНАРОДОВАНИЕ ПРОЦЕДУРА ИЗДАНИЯ локальных актов Формы: ознакомление под расписку; «вывешивание в общедоступном месте»; устное ознакомление коллектива на общем собрании.
1.В чем состоит отличие нормативных правовых актов от иных правовых документов, издаваемых органами власти? ТЕСТ а) нормативные правовые акты всегда Регистрируются в Минюсте России; б) нормативные правовые акты содержат правовые нормы и применяются неоднократно; в) нормативные правовые акты имеют официальные реквизиты; г) нормативные правовые акты могут издаваться только в форме федеральных законов, указов и постановлений.
2. Пронумеруйте указанные нормативные правовые акты по иерархии, начиная с акта наибольшей юридической силы: ТЕСТ -Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; -Постановление Губернатора Новосибирской области «О субсидиях местным бюджетам муниципальных районов и городских округов НСО на финансирование МОУ»; -Приказ Департамента образования НСО «Об утверждении примерного положения о базовой школе»; - Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
3. Какая форма реорганизации ОУ не указана в Гражданском кодексе РФ? ТЕСТ а) слияние; б) присоединение; в) укрупнение; г) преобразование.
4. Реорганизация ОУ, в результате которой образуется Базовая школа, завершена с момента: ТЕСТ а) внесения всех изменений в документы, регулирующие деятельность нового ОУ; б) издания Постановления органа местного самоуправления; в) государственной регистрации Устава в налоговой службе и исключения из гос.реестра присоединенного учреждения ; г) оформления передаточного акта.
5. Какой из документов не является локальным актом ОУ? ТЕСТ а) Инструкция о проведении экскурсий в ОУ; б) Положение о Методическом совете; в) Примерное Положение о режиме дня младшего школьника; г) Трудовой договор с работником.