Автор: учитель физики МОУ СОШ 4 г. Усть-Кута Иркутской области Листочкина Наталья Владимировна.
Домашнее задание конспект знать!; сообщение «Ученые – первооткрыватели в изучении молний», стихотворения о молниях (на текстовых или электронных носителях).
Фронтальный опрос: Что такое свет? Назовите источники света. Что такое: а) искусственные; б) естественные источники света? Как распространяется свет? Что такое: а) тень; б) полутень; в) солнечное затмение; г) лунное затмение? Почему происходят затмения? Какие затмения встречаются чаще? Почему же мы видим окружающий мир? С помощью чего? Какой объем информации человек получает с помощью зрения?
познакомиться с многообразием мира молний и выяснить, как можно защититься от их вредного воздействия.
Найти ответы на вопросы: Что такое молния и, как частный случай, шаровая молния? Каково воздействие молнии? Какие характерные особенности есть у шаровой молнии? Как уберечься от воздействия молнии? Есть ли стихотворения о молнии? На картинах каких художников изображена молния? Сделать вывод по изученному материалу.
гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране.
феномен природного электричества, молния, имеющая шарообразную форму и непредсказуемую траекторию.
Характерные особенности шаровой молнии: Поведение Поведение движется горизонтально, довольно хаотично; приблизительно в метре над землёй; сопровождается звуковыми эффектами; наводит радиопомехи. Исчезновение живёт от 10 секунд до нескольких часов, после чего обычно взрывается.
Размер и форма Размер (диаметр) шаровых молний - от нескольких сантиметров до метра; Форма сферическая, но бывают вытянутые, дискообразные, грушевидные. Свечение и цвет Мощность излучения порядка 100 Ватт; Свечение иногда тусклое, иногда яркое; Цвет начиная от белого и жёлтого, заканчивая зелёным, часто отмечалась пятнистость свечения.
частой мишенью для молний являются: а) высокие деревья; б)линии электропередач; в) люди; г) животные.
Защита от молнии Если началась гроза: - Закройте все окна и форточки; - Отключите по возможности в доме электричество, мобильный телефон. Увидев шаровую молнию: Если вы на открытом месте, медленно удалитесь от нее; Если в помещении, выйдите из комнаты, при этом не делая резких движений.
Если гроза застала Вас врасплох, необходимо помнить следующее: молния никогда не ударяет в кустарник; избегайте отдельно стоящих деревьев; работая в поле, отставьте металлические орудия труда; не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов; если есть возможность, переждите грозу в автомобиле; держитесь подальше от высоких металлических конструкций; не купайтесь и не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоёма.
Ученые – исследователи молний:
Отдавший жизнь во имя науки: Георг Вильгельм Рихман
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
Темно. Россия велика На все равнинные века Ночного полушарья. И лебедь лентой в облака, И коршун черной шалью. Средь молний бешеной игры Дух округляется в шары В ночи зигзагов диких. Висят московские дворы. Безмолвствует Языков.
Джорджоне «Буря»
В. Рогов «Молния»
Проверка знаний учащихся Что такое молния? Какой из видов молнии самый опасный? Каковы основные особенности шаровых молний? Влияет ли молния на человека и животных? Назовите объекты, которые являются частой мишенью для удара молний? Случалось ли вам или вашим знакомым становиться объектами воздействия молний? Назовите способы защиты от молний.
МОЛНИЯ- очень опасное и губительное явление природы. Просим вас не выходить на улицу во время грозы - особенно, когда нет дождя! Но соблюдая элементарные методы защиты, можно защититься от вредного воздействия молний!
Информационные ресурсы: 1.Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение; 2.Елисеев А.А. Г.В.Рихман. – М.: Просвещение. 3.Колтун М. Мир физики. – М.: Детская литература. 4.Кудрявцев П.С. История физики. – М.: Учпедгиз. 5.Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе. – М.: Просвещение. 6.Спасский Б.И. Физика в ее развитии. – М.: Просвещение. 7.Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение. 8.Физическая энциклопедия. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия. 9.Храмов Ю.А. Физики. Биографический справочник. – М.: Наука.
Подготовка к уроку началась еще летом. При школе работал интеллектуальный лагерь, в котором ребята проводили опыты, делали проекты под руководством учителей.
Опыт получения молнии в лабораторных условиях так увлекателен, но и опасен! Никто не решился сфотографировать! Шутка ли Вольт!