Ее жизнь – это увлекательная история о девушке, полюбившей свободу и математику, история о женщине проложившей дорогу в науку женщинам России и Европы.
Она прожила короткую, но яркую жизнь. Много ей довелось пережить: научную славу и литературное признание, сомнение и неуверенность, недовольство собой и одиночество.
Я чувствую, что предназначена служить истине – науке, и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит служить справедливости. С. Ковалевская
отец С. В. Генерал – лейтенант артиллерии Василий Васильевич Корвин – Круковский вышел в отставку и уехал с семьей из Москвы в свое родовое поместье, которое находилось на границе с Литвой. Сейчас – это Псковская земля. Красота имения была необычной: вокруг его на сотни километров простирались леса, богатые ягодами, грибами, зайцами, птицами и барсуками. Большой господский дом стоял на пригорке. Два флигеля, трехъярусная башня, увенчанная шпилем, балконы, фонари, веранды украшали дом. С одной стороны к усадьбе примыкал матовый бор, с другой – дубовая роща, дом был окружен садом с беседками, утопающими в сирени и жасмине, а с северной стороны зарастал травами большой пруд.
Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей математикой. Случилось так, что стены в детской комнате в имении отца были оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика. Как пишет Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезалась в моей памяти». Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся: «как скоро она усвоила понятия производной, точно она их наперед знала».
Не имел возможности получить высшее образовании в России. С.В. выходит замуж за молодого ученого – биолога Владимира Онуфриевичем Ковалевского и выезжает в Германию. В те годы женщин не допускали в университет, особенно на математический факультет. С.В. была настолько настойчива и целеустремленна, что добилась того, чтобы один из крупнейших математиков XIX столетия проэкзаменовал ее на право быть его ученицей.
По настоянию отца К. Вейерштрассе 4 года изучал в Бонии юридические науки, а затем оставил их, на 2 года перешел в Мюнстерскую академию и занялся математикой у профессора Гудермана ученика знаменитого Карла Якоби. 14 лет Вейерштрассе был учителем гимназии в Мюнстере и других городах Германии, по 30 часов в неделю отдавал урокам физики, математики, химии, естествознании и даже гимнастики и невзирая на такой многочасовой труд, продолжал изучать математику выбирал самые трудные ее разделы. Имя К. Вейерштрасса стало известно в научных кругах Германии, и его пригласили на должность профессора в Берлинский университет, а затем избрали членом Берлинской академии наук.
Женщин в Берлинский университет не допускали. Сам К. Вейерштрассе считал, что в университете, особенно на математическом факультете женщинам учиться нельзя. Ковалевская была настолько настойчива, что она добилась того, чтобы К. Вейерштрасс проэкзаменовал ее на право быть его частной ученицей. К. Вейерштрасс не верил в математические способности женщин и поэтому, чтобы освободиться от назойливой посетительницы, предложил ей для проверки знаний труднейшие задачи и пригласил ее прийти через неделю. Профессор был убежден в том, что иностранка больше не появиться, так как задания его вряд ли будет выполнено. Каково же было его удивление, когда через неделю С.В. посетила кабинет ученого и сообщила, что задачи решены. К. Вейерштрасс согласился давать способной ученице частные уроки. Он был доволен ученицей, говорил о ее значительных математических успехах, называл ее замечательной женщиной. В Берлине С. Ковалевская прошла школу и начала писать работы в которых исследовали важнейшие математические вопросы.
Работа Ковалевской вызвала восхищение ученых в Парижской Академии наук установили, что аналогичное сочинение, по боли частного характера еще ранее Ковалевской написал знаменитый ученый Огюстен Коши. Теорему, которую доказала С.В.К. стали называть « теоремой Коши Ковалевской». Они вошли во все курсы математического анализа. В своем исследовании С.В. придала теореме более совершенную по точности, строгости форму, чем это было сделано у Коши. Кончились для Софьи недолгие ученические годы. Перед ее отъездом на родину К. Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении Ковалевской докторской степени без защиты диссертации. По ходатайству К. Вейерштрасса в Геттингенский университет С.В. Ковалевской заочно была присуждена ученая степень доктора философии с «наивысшей похвалой».
В24 года «с докторским дипломат в кармане» С.В. Ковалевской приехала в С. Петербург. По существующим в России законам женщина имела право преподавать только арифметику в младших классах гимназии. Личная и научная жизнь Ковалевской в этот период сложилась так, что ей пришлось отойти от занятий математики. В это время началась ее литературная деятельность: она начала писать стихи, романы, рассказы, статьи. Сама Софья писала, что она всю жизнь не могла решить «к чему у нее больше склонность – к математике или литературе». Русские ученые оказали моральную поддержку С.В.. ей было предложено выступить на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей, на котором она прочла доклад «О приведение абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим». С.В. Ковалевская чтением своего доклада «произвела впечатление» и заслужила одобрения ученых – математиков.
С.В.К. стала знаменитостью. Она все чаще и чаще стала думать и хлопотать о возвращении в России для научной работы в качестве члена Академии наук. Ковалевская, эта исключительная женщина, душой и сердцем принадлежала России, которою она беззаветно любила. О возвращении Ковалевской в Россию хлопотали ее друзья Петербургской академию наук, по настоянию Чебышева приняла постановления о присуждении женщинам академических званий. Звание члена – корреспондента Академии наук не давало ей возможности вернувши в Россию. Пример С.В. Ковалевской первой русской женщины, посвятившей себя науке подействовал на других передовых женщин, которым С.В. очень помогла в их стремлении получить высшее образование и приносить пользу своему народу. имена этих женщин: Ю.Л. Лермонтова которая одновременно с Ковалевской получила степень доктора за свои работы по химии. А.М. Евреинова – первая женщина – юрист России. Е.Ф. Литвинова получила степень доктора математики и лингвистки.
Душа из пламени и дум! Пристал ли твой корабль воздушный К стране, куда парил твой ум, Призыву истины послушный? Прощай ! Тебя мы свято чтим. Твой прах в могиле оставляя. Пусть шведская земля над ним Лежит легко,не подавляя.. Прощай !Со славою твоей Ты. Навсегда расставшись нами Жить будешь в памяти людей С другими славными умами Покуда чудный звездный свет С небес на землю будет литься, Кольцо Сатурна не затмится