1 Особенности мотивации обучающихся при переходе на компетентностный подход в обучении Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях экономики знаний: Основными характеристиками экономики знаний являются следующие: Основными характеристиками экономики знаний являются следующие: обучение как создание знаний вместо обучения на основе информации; обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; обучение как создание знаний вместо обучения на основе информации; обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем; совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем; своевременное и актуальное обучение вместо обучения на всякий случай, вдруг понадобится в будущем; своевременное и актуальное обучение вместо обучения на всякий случай, вдруг понадобится в будущем; применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию; обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию; организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом. организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA). Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).
2 Школа должна научить каждого воспитанника быть успешным в учебе, труде, в жизни в целом. Неслучайно появление в последнее время исследований, устанавливающих, что социальное поведение человека на многие годы определяется способами школьного обучения, доказывается зависимость становления значимых личностных качеств от организации образовательного процесса, способов межличностного взаимодействия. Педагогический аспект мотивации достижения состоит в том, что она придает целеустремленность вектору развития личности, актуализации субъектной позиции личности в процессе освоения ценностей общества, которые, становясь личностно значимыми, реализуются на практике в виде личностных достижений Стремление личности к успеху и качественный рост его личностных достижений необходимое условие развития мотивации достижения. Как показывает анализ педагогической литературы, проблема мотивации достижения рассматривается исследователями в контексте формирования мотивации учения как важнейшего элемента саморазвития Проблемам интеллектуального развития и личностного развития внимание уделяется не в равной мере первый аспект оказывается важнее. Педагогический аспект мотивации достижения состоит в том, что она придает целеустремленность вектору развития личности, актуализации субъектной позиции личности в процессе освоения ценностей общества, которые, становясь личностно значимыми, реализуются на практике в виде личностных достижений Стремление личности к успеху и качественный рост его личностных достижений необходимое условие развития мотивации достижения. Как показывает анализ педагогической литературы, проблема мотивации достижения рассматривается исследователями в контексте формирования мотивации учения как важнейшего элемента саморазвития Проблемам интеллектуального развития и личностного развития внимание уделяется не в равной мере первый аспект оказывается важнее.
3 Значимым фактором успешности педагогического процесса формирования мотивации достижения у подростков является область его практического приложения. Тренинг мотивации достижения более эффективен в отношении тех учебных предметов, которые предполагают более конкретные учебные действия, в которых связь между действием и результатом является более простой и очевидной и где существует непосредственная обратная связь между действиями и их результатами (т. е. связь между действиями и их успешностью или неуспешностью). Таковыми, являются учебные предметы: математика, физика, химия, русский язык и история. Значимым фактором успешности педагогического процесса формирования мотивации достижения у подростков является область его практического приложения. Тренинг мотивации достижения более эффективен в отношении тех учебных предметов, которые предполагают более конкретные учебные действия, в которых связь между действием и результатом является более простой и очевидной и где существует непосредственная обратная связь между действиями и их результатами (т. е. связь между действиями и их успешностью или неуспешностью). Таковыми, являются учебные предметы: математика, физика, химия, русский язык и история.
4 Методы мотивации учащихся в учебной деятельности Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя. Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.
5 Проблемно- поисковая мотивация введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если учащиеся обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами: положительными эмоциями по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этих эмоций; наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности. интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами: положительными эмоциями по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этих эмоций; наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.
6 метод стимулирования занимательностью введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и другие. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто им поручают самостоятельно подбирать такие примеры. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и другие. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто им поручают самостоятельно подбирать такие примеры.
7 метод занимательных аналогий. Эмоциональные переживания вызываются созданием аффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания учеников.Как показывает практика, создание на уроках ситуации занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных ярких подробностей деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от нее в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоций развлекательного, побочного характера. Эмоциональные переживания вызываются созданием аффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания учеников.Как показывает практика, создание на уроках ситуации занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных ярких подробностей деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от нее в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоций развлекательного, побочного характера.
8 методы создания ситуаций новизны, актуальности приближение содержания к самым важным открытиям в науке, технике. приближение содержания к самым важным открытиям в науке, технике.
9 метод познавательных игр создание в учебном процессе «игровых ситуаций». создание в учебном процессе «игровых ситуаций». метод создания ситуации познавательного спора Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации учения. Научные споры протекают не только в истории науки, но и на современном этапе ее развития. Однако ситуация спора, ученые дискуссии создаются и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Спор вызывает повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации учения. Научные споры протекают не только в истории науки, но и на современном этапе ее развития. Однако ситуация спора, ученые дискуссии создаются и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке.
10 Метод ситуации успеха Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений.
11 мотивы долга и ответственности в учении чувство долга и ответственности заставляет школьников продолжать усилия по овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками, чтобы, несмотря на отсутствие непосредственного интереса к данному заданию, все же достичь необходимых результатов. чувство долга и ответственности заставляет школьников продолжать усилия по овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками, чтобы, несмотря на отсутствие непосредственного интереса к данному заданию, все же достичь необходимых результатов.
12 Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы более конкретных методов: методов разъяснения общественной и личностной значимости учения; методов предъявления требований, соблюдение, которых означает выполнение своего долга; методов упражнения, приучения к выполнению требований; методов поощрения за успешное, добросовестное выполнение обязанностей; методов порицания в необходимых случаях, указания на недостатки, чтобы вызвать более ответственное отношение к учению. методов разъяснения общественной и личностной значимости учения; методов предъявления требований, соблюдение, которых означает выполнение своего долга; методов упражнения, приучения к выполнению требований; методов поощрения за успешное, добросовестное выполнение обязанностей; методов порицания в необходимых случаях, указания на недостатки, чтобы вызвать более ответственное отношение к учению.
13 Замотивированность