Урок-объяснение нового материала Подготовила учитель физики Кузнецова Н.А.
ЦЕЛИ УРОКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: сформировать у учащихся понятие об архимедовой силе; развивать умение применять формулу для расчёта архимедовой силы; установить связь выталкивающей силы с другими величинами. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать экспериментальные умения, навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира, формировать интерес к познанию законов природы и их применению; создавать позитивное отношение к предмету.
F1F1 F2F2 F 1 < F 2, т.к. h 1 < h 2 F 1 = p 1 S 1, F 2 = p 2 S 2 S 1 = S 2 = S – площади противоположных граней параллелепипеда p 1 = gρ ж h 1, p 2 = gρ ж h 2 F 1 = gρ ж h 1 S, F 2 = gρ ж h 2 S F выт = F 2 - F 1 =gρ ж h 2 S- gρ ж h 1 S= =gρ ж S(h 2 -h 2 ) = gρ ж Sh=gρ ж V т, т.к. Sh = V т, но V т = V ж, тогда F выт = gρ ж V ж = gm ж = P ж, т.е. F выт = P ж h h1h1 h2h2 Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена в сторону противоположную силе тяжести, приложенной к этому телу.
Что известно? Вес короны. Ну а как найти объём? И задумался учёный: АРХИМЕД 287 – 212 до н. э.
Рис 1 Рис. 2 Рис. 3 F выт = Р жид Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела. Сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объёме тела.
Способ определения выталкивающей силы. Определить вес тела в воздухе. Определить вес этого же тела в воде. Найти разность полученных результатов, т.е. F выт =Р в воз -Р в жид
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ 1 группа. Два груза одинаковой массы, но разного объёма, по очереди погрузите в стакан с водой. С помощью динамометра определите выталкивающую силу для обоих грузов отдельно. Сделайте вывод: Зависит ли выталкивающая сила от объёма тела? 2 группа. Определите вес каждого груза в воздухе. Погрузив по очереди цилиндры одинакового объёма, но изготовленные из разного материала, в воду, определите с помощью динамометра выталкивающую силу, Действующую на каждый груз в отдельности. Сделайте вывод: зависит ли выталкивающая сила от плотности тела? Зависит ли выталкивающая сила от веса тела? 3 группа. Погрузите груз на динамометре в сосуд с водой и определите силу, действующую на груз. Затем опустите этот же груз в сосуд с солёной водой и опять определите выталкивающую силу. Сделайте вывод: зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? 4 группа. Определите выталкивающую силу, действующую на пластилиновый шар. Измените форму тела и опять определите выталкивающую силу. Сделайте вывод: зависит ли выталкивающая сила от формы тела.
Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют архимедовой. АРХИМЕДОВА СИЛА АРХИМЕДОВА СИЛА Не зависит от: 1) формы тела; 2) плотности тела; 3) веса тела; 4) глубины погружения. Зависит от: 1) объёма тела; 2) плотности жидкости.
ВЫВОД ФОРМУЛЫ:
Равный вес. Объём – не равный! Понимаешь, Гиерон, Я сейчас открыл закон Архимед открыл закон! Он не только для корон.
Домашнее задание: § 49, упр. 24 (3).