Мирозданье постигая, Все познай, не отбирая: Что – внутри, во внешнем сыщешь; Что – вовне, внутри отыщешь. Так примите ж без оглядки Мира внятные загадки. И.В.Гёте
Обучающие: углубление и обобщение знаний по разделу «Оптика» Воспитательные: Формирование естественнонаучной картины мира Развивающие: развитие навыков проведения физических опытов, умения самостоятельно получать знания и пользоваться ими для объяснения оптических явлений
Формировать устойчивый интерес к изучению физики Воспитывать трепетное отношение к окружающему миру Показать тесную связь между человеком и явлениями природы
Урок 1 (1 ч). Презентация курса «Загадочный мир света». Рассказать об учёных, занимавшихся проблемами света. Создать общее представление о свете, световых явлениях, источниках света. Рассказать, как воспринимают окружающий мир животные. Уроки 2, 3 (2 ч). Световые явления. Провести демонстрационные опыты с целью подвести учащихся к усвоению основного содержания темы. Урок 4 (1 ч). Источники света. Дать представление о естественных и искусственных источниках света. Преломление и отражение света. Урок 5,6 (2 ч). Мир глазами животных. Дать представление о том, как воспринимается окружающий нас мир животными. Урок 7,8 ( 2ч). Глаз и Солнце. Показать удивительную связь между явлениями природы и человеком. Дефекты зрения. Световые иллюзии.
Урок 9-10 (2ч) Практическая работа в группах « Определение горизонтального и вертикального полей зрения», « Определение разрешающей способности глаза», « Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза» Урок 11(1 ч). Научно-атеистическое восприятие света. Урок 11(1 ч). Научно-атеистическое восприятие света. Сформировать в сознании учеников представления, доказывающие материальность мира и свидетельствующие об отсутствии сверхъестественных сил. Объяснение оптических явлений в природе. Сформировать в сознании учеников представления, доказывающие материальность мира и свидетельствующие об отсутствии сверхъестественных сил. Объяснение оптических явлений в природе. Урок 12,13 (2 ч) Цвет и свет. Психологическое воздействие цвета Урок14 (1ч). Окно в мир прекрасного. Показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и её научным описанием, взаимообогащение наки и искусства. Продемонстрировать «поэтичность» физики, необходимость знания её законов. Развивать умение логично и образно выражать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. Научить в ходе наблюдений за природными явлениями видеть прекрасное. Показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и её научным описанием, взаимообогащение наки и искусства. Продемонстрировать «поэтичность» физики, необходимость знания её законов. Развивать умение логично и образно выражать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. Научить в ходе наблюдений за природными явлениями видеть прекрасное. Урок 15(1ч). Световые явления и их описания в литературе народов мира. Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отображения в художественной литературе и произведениях искусства народов мира. Урок 16(1 ч). Голография. Показать применение законов оптики в искусстве, живописи и кино. Показать применение законов оптики в искусстве, живописи и кино. Уроки 17,18 (2 ч). Свет. Световые явления. Закрепление изученного материала. Самостоятельное проведение опытов, связанных с изучением световых явлений и законов оптики. Решение кроссворда по теме. Тестовая работа по пройденному материалу. Урок 19, 20 (2 ч). Конкурс творческих работ учащихся. Защита творческих работ.
Затмение
Сумерки
Гало
Создаёт объёмное видение предметов и восприятие глубины пространства. Необходимы два изображения, снятые под разными (небольшими) углами и воспринимаемые левым и правым глазом независимо друг от друга (цветные очки, перегородка и т.п.) Не сводите взгляда с промежутка между пятнами. Оба пятна сольются. Почему?
Зрительное впечатление в глазу человека с прекращением раздражения исчезает не сразу, а сохраняется ~ 0,1 секунды. Это свойство глаза называют и н е р ц и е й зрения. Поэтому при смене световых раздражений менее, чем через 0,1 с, возникает сливающееся целостное впечатление. Инерция зрения ис- пользуется для со- здания кинематогра- фического эффекта, т.е. воспроизведения движения на экране. Частота обычной ки- носъёмки – кадров за 1 сек. При проекции – от 16 до 24 – 25 кадров в 1 с. Если на одной стороне экрана изоб- разить клетку, а на обратной сторо- не – птичку, то что будет наблюда- ться при быстром вращении?
Мы доверяем своему зрению. Но опыт учит, что иногда доверять зрительным впечатлениям нужно с осторожностью. Изображены окружности или спираль?