Урок - исследование: «Электромагнитные явления».
Человек должен верить, что непостижимое постижимо; иначе бы он не стал исследовать И. Гете
Исследование научное, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, доказательностью, точностью; имеет два уровня эмпирический и теоретический.
Мы с вами прошли тему "Электромагнетизм". Сегодня нам предстоит обобщить знания о магнитном поле, научиться объяснять магнитные явления. И сегодня мы займемся исследованиями и открытиями. исследование гипотеза эксперимент теория
Цель урока мы узнаем, если ребус разгадаем. Прочитайте слова английского физика, которыми он определил поставленную перед собой задачу. Назовите ученого, год, когда эта задача была решена, и явление которое им было открыто.
Именно эти слова записал Майкл Фарадей в своем дневнике в 1822 году. "Превратить магнетизм в электричество". После открытия Эрстедом в 1820 году магнитного поля, было установлено, что магнитное поле и электрический ток всегда существуют одновременно. Фарадей, зная о тесной связи между током и магнитном полем, был уверен, что с помощью магнитного поля можно создать в замкнутом проводнике электрический ток. Он провёл многочисленные опыты и доказал это, открыв в 1831году явление электромагнитной индукции.
М. Фарадей (22.IX VIII 1867) Английский физик и химик; член Лондонского королевского общества; иностранный член Петербургской АН (с 1831 г.).
Задачи урока: - изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения; - рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического; - показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции; - продолжить формирование умений, наблюдать, выделять главное, объяснять увиденное.
План проведения исследования: Выдвижение гипотезы; определение цели исследования; Выдвижение гипотезы; определение цели исследования; Поведение опытов, подтверждающих справедливость гипотезы; Поведение опытов, подтверждающих справедливость гипотезы; Объяснение результатов опытов; Объяснение результатов опытов; Выводы по результатам исследования. Выводы по результатам исследования.
Наша лаборатория: Теоретики Теоретики - формулировка проблемы; - - постановка вопросов, на которые необходимо найти ответ; - анализ результатов опытов. Практики - подготовка оборудования; - проведение опытов; - выполнение необходимых измерений.
Родился в г. Рудкебинге (Дания). Жил и работал в Копенгагене. Открыл действие электрического тока на магнитную стрелку в 1820 г., тем самым установив взаимосвязь между электричеством и магнетизмом. Эрстед предположил, что вокруг проводника с током существует магнитное поле. С 1830 г. был почетным членом Петербургской академии наук. В честь Эрстеда названа единица напряженности магнитного поля – эрстед. Эрстед Ханс Кристиан (1777–1851).
15 февраля 1820 года Эрстед, уже заслуженный профессор химии Копенгагенского университета, случайно открыл действие электрического тока на магнитную стрелку. Дело было так. Эрстед читал лекцию, но не по химии, а по электричеству. Лекция сопровождалась демонстрациями опытов. Для этого на столе были приготовлены источник тока, провод, замыкающий его, зажимы, а также компас. Когда Эрстед замыкал цепь, стрелка компаса вздрагивала и поворачивалась. При размыкании цепи стрелка возвращалась в исходное положение. Это было первое очень простое экспериментальное подтверждение связи электричества и магнетизма, о чем уже давно догадывались ученые.
опыты: опыты: Взаимодействие катушки и магнита; Взаимодействие катушки и магнита; Возникновение тока в замкнутом контуре; Возникновение тока в замкнутом контуре; Действие электромагнита; Действие электромагнита; Действие электрического звонка; Действие электрического звонка; Действие электроизмерительных приборов. Действие электроизмерительных приборов. - Подготовить отчет о результатах опытов!
Сейчас почти в каждой физической лаборатории имеется электромагнит: магниты используются для изучения свойств веществ в сильных полях, для испытания новых материалов, в современных уникальных измерительных приборах, в квантовой электронике, при исследовании взаимодействия атомных частиц, для медицинских и биологических исследований.
Явление электромагнитной индукции положено в основу устройства электроизмерительных приборов так называемой магнитоэлектрической системы.
Итоги урока: Выяснили, что электрические и магнитные поля взаимосвязаны между собой; Выяснили, что электрические и магнитные поля взаимосвязаны между собой; На опытах доказали эту взаимосвязь; На опытах доказали эту взаимосвязь; Рассмотрели применение магнитного действия тока на практике; Рассмотрели применение магнитного действия тока на практике; Обобщили результаты опытов. Обобщили результаты опытов.
Кроссворд по теме «Электромагнитные явления».
1. Ученый, впервые обнаруживший взаимодействие электрического тока и магнитные стрелки. 2. Место магнита, где наблюдаются наиболее сильные магнитные действия. 3. Устройство, работающее на слабых токах, при помощи которого можно управлять электрической цепью с сильными токами. 4. Изобретатель первого в мире телеграфного аппарата, печатающего буквы. 5 и 6. Приборы, совместное пользование которыми позволяет передавать звук на далекие расстояния. 7. Изобретатель электромагнитного телеграфа и азбуки из точек и тире. 8. Ученый, объяснивший намагниченность молекул железа электрическим током. 9. Прибор, служащий для ориентации на местности, основной частью которого является магнитная стрелка. 10. Русский ученый, который изобрел электрический телеграф с магнитными стрелками. 11. Одна из основных частей приборов 5 и 6, названных выше. 12. Приемник тока, служащий для превращения электрической энергии в механическую. 13. Вещество, из которого делают постоянные магниты.