«День радио» Попов Александр Степанович МОУ Казаковская ООШ Учитель: Ядрышников М.Е.
Цели: Образовательная: пополнить и обобщить сведения об электромагнитных волнах. Развивающая: расширить кругозор учащихся и показать применение электромагнитных волн на практике. Воспитательная: воспитание гордости за свою страну, давших учёных с мировым именем.
Оборудование: Портрет А.С.Попова; Портрет Маркони; Портрет Г. Герца; Иллюстрация первого радиоприемника Попова. 1895г. Копия. Политехнический музей. Москва; Когерер; Фрагмент карты: о. Котка, о.Гогланд; Плакат со словами Генрих Герц.
Слушатель мира, надень наушники, Ухо и душу с миром сливай. Слушайте пограничные городки и деревушки Нашей страны раскалённые слова.
В доме 9 по улице Розы Люксембург (бывшая Златоустовская) в городе Екатеринбурге (фото 1) находится Музей радио. В этом доме в 1870–1872 годах у родственников жил изобретатель радио А.С.Попов Родился он в заводском поселке Турьинские Рудники на Урале. С детства увлекся техникой, строил самодельные насосы, водяные мельницы, причем старался придумать что-нибудь свое, оригинальное. Например, однажды обыкновенные часы с гирей – их называли ходиками – превратил в электрический будильник. Этот электрический прибор звонил исправно, когда следовало, но иногда выходил из повиновения: звонок раздавался, если поблизости сверкали грозовые разряды. Объяснить это явление тогда не мог не только гимназист Саша Попов, но и ученые-физики того времени.
А.С. Попов А. С. Попов родился в 1859 г. на Урале в семье священника. Он, как и Герц и Лебедев, не пошёл по дороге отца, духовную семинарию не закончил, а по окончании четырёх общеобразовательных классов в 1877 г. подал заявление на физико-математический факультет Петербургского университета. А. С. Попов родился в 1859 г. на Урале в семье священника. Он, как и Герц и Лебедев, не пошёл по дороге отца, духовную семинарию не закончил, а по окончании четырёх общеобразовательных классов в 1877 г. подал заявление на физико-математический факультет Петербургского университета. При тогдашней системе народного образования в России в университет можно было поступить лишь с аттестатом зрелости, выдаваемым окончившим классическую гимназию. Лица, окончившие шесть классов духовной семинарии, допускались к экзаменам на аттестат зрелости, и в этом отношении Попов оказался счастливее Лебедева, не получившего аттестата (в реальных училищах не проходилась латынь один из главных предметов аттестата). Много и упорно занимаясь естественными науками самостоятельно, он блестяще сдал экзамен за гимназию и был принят в Петербургский университет. Учителями Попова были Д. И. Менделеев, П. Л. Чебышев, Ф. Ф. Петрушевский. Физику он изучал по тому «Курсу наблюдательной физики», который так характерен для эмпирического направления Петрушевского. При тогдашней системе народного образования в России в университет можно было поступить лишь с аттестатом зрелости, выдаваемым окончившим классическую гимназию. Лица, окончившие шесть классов духовной семинарии, допускались к экзаменам на аттестат зрелости, и в этом отношении Попов оказался счастливее Лебедева, не получившего аттестата (в реальных училищах не проходилась латынь один из главных предметов аттестата). Много и упорно занимаясь естественными науками самостоятельно, он блестяще сдал экзамен за гимназию и был принят в Петербургский университет. Учителями Попова были Д. И. Менделеев, П. Л. Чебышев, Ф. Ф. Петрушевский. Физику он изучал по тому «Курсу наблюдательной физики», который так характерен для эмпирического направления Петрушевского. Большое влияние на Попова оказал кружок молодых физиков, группировавшихся в физической лаборатории вокруг лаборанта В. В. Лермонтова, который хотя и числился лаборантом, но, по словам М. А. Шателена, по существу был «главным руководителем лаборатории, дававшим тон всей её жизни». Здесь А. С. Попов получил навыки первоклассного экспериментатора, приобрёл вкус и любовь к электротехнике. Он принимал активное участие в заседаниях только что организованного в 1880 г. VI (электротехнического) отделения Русского технического общества, работал в качестве дежурного электрика в обществе «Электротехник», ассистировал в университете. Большое влияние на Попова оказал кружок молодых физиков, группировавшихся в физической лаборатории вокруг лаборанта В. В. Лермонтова, который хотя и числился лаборантом, но, по словам М. А. Шателена, по существу был «главным руководителем лаборатории, дававшим тон всей её жизни». Здесь А. С. Попов получил навыки первоклассного экспериментатора, приобрёл вкус и любовь к электротехнике. Он принимал активное участие в заседаниях только что организованного в 1880 г. VI (электротехнического) отделения Русского технического общества, работал в качестве дежурного электрика в обществе «Электротехник», ассистировал в университете. Университет Попов окончил со степенью кандидата в 1882 г. и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Материальная необеспеченность вынудила его искать заработок. Просуществовав некоторое время уроками, Попов вскоре принял приглашение занять место преподавателя Минного офицерского класса в Кронштадте. Здесь он проработал 17 лет, до 1901 г., когда получил приглашение на кафедру физики в Электротехническом институте, где и родилось его великое открытие. Университет Попов окончил со степенью кандидата в 1882 г. и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Материальная необеспеченность вынудила его искать заработок. Просуществовав некоторое время уроками, Попов вскоре принял приглашение занять место преподавателя Минного офицерского класса в Кронштадте. Здесь он проработал 17 лет, до 1901 г., когда получил приглашение на кафедру физики в Электротехническом институте, где и родилось его великое открытие. Когда Попов получил известие об опытах Герца, он немедленно воспроизвёл их в Минном классе с оригинальной усовершенствованной аппаратурой. Им был прочитан в 1889 г. цикл лекций на тему «Новейшие исследования о соотношении между световыми и электрическими явлениями». В марте 1890 г. он прочитал в Морском музее в Петербурге лекцию «Об электрических колебаниях». Как вспоминал его тогдашний ассистент, впоследствии проф. Н. Н. Георгиевский, «Александр Степанович всегда стремился к увеличению чувствительности приёмной части приборов и уменьшению длины волны герцовской аппаратуры" Когда Попов получил известие об опытах Герца, он немедленно воспроизвёл их в Минном классе с оригинальной усовершенствованной аппаратурой. Им был прочитан в 1889 г. цикл лекций на тему «Новейшие исследования о соотношении между световыми и электрическими явлениями». В марте 1890 г. он прочитал в Морском музее в Петербурге лекцию «Об электрических колебаниях». Как вспоминал его тогдашний ассистент, впоследствии проф. Н. Н. Георгиевский, «Александр Степанович всегда стремился к увеличению чувствительности приёмной части приборов и уменьшению длины волны герцовской аппаратуры"
А.С. Попов и открытие радио Его не удовлетворял метод Герца, в котором индикатором колебаний была маленькая искра, рассматриваемая в лупу, он искал новый, практичный и чувствительный детектор колебаний. Так им был сконструирован специальный механический радиометр, воздушный термометр, но все эти индикаторы мало удовлетворяли Попова. Несомненно, что в это время он думал о практическом приложении воли Герца, Поэтому он с особой остротой воспринимал всё новое в области детектирования электрических колебаний. В 1890 г. появилось сообщение французского физика Эдуарда Бранли о наблюдённом им воздействии электрического разряда на проводимость металлических порошков (железа, алюминия, сурьмы, кадмия, цинка, висмута и т. д.). Бранли писал: «Если сделать контур, состоящий из элемента Даниэля, чувствительного гальванометра, металлического проводника и эбонитовой пластинки с нанесённой медью или трубочки с опилками, то большей частью проходит лишь ничтожный ток. Однако сопротивление резко уменьшается, что видно по сильному отклонению гальванометра, если вблизи контура произвести один или несколько разрядов». В 1890 г. появилось сообщение французского физика Эдуарда Бранли о наблюдённом им воздействии электрического разряда на проводимость металлических порошков (железа, алюминия, сурьмы, кадмия, цинка, висмута и т. д.). Бранли писал: «Если сделать контур, состоящий из элемента Даниэля, чувствительного гальванометра, металлического проводника и эбонитовой пластинки с нанесённой медью или трубочки с опилками, то большей частью проходит лишь ничтожный ток. Однако сопротивление резко уменьшается, что видно по сильному отклонению гальванометра, если вблизи контура произвести один или несколько разрядов».
В 1894г. Бранли описал более подробно это явление в статье «О проводимости несплошных проводящих веществ». Однако ни в первом, ни во втором сообщении не подчёркивается и даже не указывается роль электрических колебательных процессов в изменении проводимости, и вопрос о применении этого явления в качестве индикатора колебаний даже не ставится. В качестве индикатора колебаний трубка с опилками была применена О. Лоджем в 1894 г. и названа им «когерером». «Этот прибор, который я называю когерером, удивительно чувствителен как детектор герцовских волн», писал Лодж. Сообщение Лоджа произвело на Попова огромное впечатление. Его сотрудник П. Н. Рыбкин писал по этому поводу: «Я до сих пор помню, с каким волнением показывал А. С. мне номер журнала «The Electrian», в котором была помещена статья Лоджа, где он описывал свои знаменитые опыты по применению открытия Бранли к устройству когерера для обнаруживания при помощи его электрических колебаний». В качестве индикатора колебаний трубка с опилками была применена О. Лоджем в 1894 г. и названа им «когерером». «Этот прибор, который я называю когерером, удивительно чувствителен как детектор герцовских волн», писал Лодж. Сообщение Лоджа произвело на Попова огромное впечатление. Его сотрудник П. Н. Рыбкин писал по этому поводу: «Я до сих пор помню, с каким волнением показывал А. С. мне номер журнала «The Electrian», в котором была помещена статья Лоджа, где он описывал свои знаменитые опыты по применению открытия Бранли к устройству когерера для обнаруживания при помощи его электрических колебаний». Легко попять и волнение и дальнейшие творческие искания Попова: наметился путь решения большой задачи. К весне 1895 г. первый в мире приёмник электрических колебаний был создан. 25 апреля (7 мая) 1895 г. на 151-м (201-м) заседании Физического отделения Русского физико-химического общества А. С. Попов сделал доклад «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Содержание доклада, дополненное протоколами испытаний по регистрации атмосферных разрядов, произведённых Г. А. Лобачевским с прибором Попова в Лесном институте летом 1895 г., составило предмет статьи Попова «Прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний А, С. Попова», представленный в декабре 1895 г. в журнале Русского физико-химического общества и появившийся в первом номере этого журнала за 1896 г. Приёмник Попова описан им в этой статье следующим образом: Легко попять и волнение и дальнейшие творческие искания Попова: наметился путь решения большой задачи. К весне 1895 г. первый в мире приёмник электрических колебаний был создан. 25 апреля (7 мая) 1895 г. на 151-м (201-м) заседании Физического отделения Русского физико-химического общества А. С. Попов сделал доклад «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Содержание доклада, дополненное протоколами испытаний по регистрации атмосферных разрядов, произведённых Г. А. Лобачевским с прибором Попова в Лесном институте летом 1895 г., составило предмет статьи Попова «Прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний А, С. Попова», представленный в декабре 1895 г. в журнале Русского физико-химического общества и появившийся в первом номере этого журнала за 1896 г. Приёмник Попова описан им в этой статье следующим образом:
Грозоотметчик. «Трубка с опилками подвешена горизонтально между зажимами М и N на лёгкой часовой пружине, которая для большей эластичности согнута со стороны одного зажима зигзагом. Над трубкой расположен звонок так, чтобы при своём действии он мог давать лёгкие удары молоточком посередине трубки, защищённой от разбивания резиновым кольцом. Удобнее всего трубку и звонок укрепить на общей вертикальной дощечке. Реле может быть помещено как угодно. «Трубка с опилками подвешена горизонтально между зажимами М и N на лёгкой часовой пружине, которая для большей эластичности согнута со стороны одного зажима зигзагом. Над трубкой расположен звонок так, чтобы при своём действии он мог давать лёгкие удары молоточком посередине трубки, защищённой от разбивания резиновым кольцом. Удобнее всего трубку и звонок укрепить на общей вертикальной дощечке. Реле может быть помещено как угодно. Действует прибор следующим образом. Ток батареи 45 в постоянно циркулирует от зажима Р к платиновой пластинке А, далее через порошок, содержащийся в трубке, к другой пластинке В и по обмотке электромагнита реле обратно к батарее. Сила этого тока недостаточна для притягивания якоря реле, но если трубка AВ подвергается действию электрического колебания, то сопротивление мгновенно уменьшится и ток увеличится настолько, что якорь реле притянется. В этот момент цепь, идущая от батареи к звонку, прерванная в точке С, замкнётся и звонок начнёт действовать, но тотчас же сотрясённая трубка опять уменьшит её проводимость, и реле разомкнёт цепь звонка». Действует прибор следующим образом. Ток батареи 45 в постоянно циркулирует от зажима Р к платиновой пластинке А, далее через порошок, содержащийся в трубке, к другой пластинке В и по обмотке электромагнита реле обратно к батарее. Сила этого тока недостаточна для притягивания якоря реле, но если трубка AВ подвергается действию электрического колебания, то сопротивление мгновенно уменьшится и ток увеличится настолько, что якорь реле притянется. В этот момент цепь, идущая от батареи к звонку, прерванная в точке С, замкнётся и звонок начнёт действовать, но тотчас же сотрясённая трубка опять уменьшит её проводимость, и реле разомкнёт цепь звонка».
Полная презентация в школе.