Виды уроков - исследований Урок-исследование, основным элементом которого является сравнение черновика с окончательным вариантом художественного текста, разных редакций, произведений со схожими мотивами разных авторов. Урок-исследование, основанное на многоаспектном изучении одного слова, одной выявленной оппозиции и т.п. Урок-исследование, представляющее собой строго упорядоченную системную совокупность методов и приемов, т.е урок-исследование как сложившаяся технология
Общие цели уроков литературы по модели «Обучение как исследование» 1. Образовательные цели определяются содержанием учебного материала 2. Развивающие цели : 1) развивать умения проводить мини - исследования художественного текста ; 2) умения высказывать и доказывать свою точку зрения. 3. Воспитательные цели : 1) формирование интереса ( исследовательского ) к художественной литературе ; 2) воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста
Этапы урока - исследования 1. Подготовка исследования 2. Столкновение с проблемой 3. Выдвижение рабочей версии 4. Исследование художественного текста через призму рабочей версии 5. Выдвижение итоговой гипотезы исследования 6. Подведение итогов исследования
Цели этапов урока-исследования 1. Подготовка исследования Основная цель этапа – провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, учителю – «проиграть» возможные варианты хода исследования. 2. Столкновение с проблемой Основные цели этапа: - мотивировать работу учащихся; - продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования; - сформулировать проблему исследования.
3. Выдвижение рабочей версии исследования – центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. Чем интереснее, неожиданнее версия, тем сильнее мотивация. Исследование носит обучающий характер, поэтому версия может быть ошибочной; ее опровержение – также положительный результат исследования. 4. Исследование художественного текста через призму рабочей версии. Цель этапа – вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения. 5. Выдвижение итоговой версии исследования. Цель этапа: через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание
6. Подведение итогов исследования Цель этапа: - оценить результаты исследования, процесс их получения; - выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся; - показать перспективу использования полученных знаний
Формы организации деятельности учащихся Работа в малых группах Работа экспертной группы Коллективная работа Индивидуальная работа Работа консультантов
Основные методы Проблемно-поисковый метод Методы концептуального анализа и литературоведческого анализа Приемы: «Определи оппозиции» «Обозначь проблему» «Сформулируй тему урока» «Подбери эпиграф» «Поиск ключевых слов» «Помоги герою советом» Рефлексия и др.
Тема: «Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник» Цель: - помочь учащимся определить новаторский характер поэмы А.С.Пушкина в изображении Петра Первого и города Петербурга; - развивать умения проводить исследование художественного текста, вести дискуссию, доказывать свою мысль; - воспитывать культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к изучению истории и литературы родной страны.
Эпиграфы: Две правды на весах истории – торжественная, победная правда Петра и скромная правда бедного Евгения, и русская критика уже второе столетие спорит о правоте той или другой, о многозначном, многоплановом пушкинском шедевре. Две правды на весах истории – торжественная, победная правда Петра и скромная правда бедного Евгения, и русская критика уже второе столетие спорит о правоте той или другой, о многозначном, многоплановом пушкинском шедевре. Б.М.Мейлах Б.М.Мейлах Истина не терпит одномерности Истина не терпит одномерности (?) (?)
Столкновение с проблемой Задание для 1 группы Сравните, как представлен образ Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник » Задание для 2 группы Сравните описание Петербурга во вступлении и первой части поэмы «Медный всадник». Определите размер стиха, способ рифмовки. Задание для 3 группы (эксперты) Включаясь в работу 1 и 2 групп, выработайте рабочую версию исследования.
Представление результатов наблюдений 1 группа. Петр в «Полтаве» - олицетворение величия и славы, а поэме «Медный всадник образа живого Петра нет, есть Медный всадник. Петр(«Полтава») Петр(«Медный всадник») 2 группа. Во вступлении звучит гимн «граду Петрову», но уже в начале 1 части возникает образ «омраченного Петрограда». Петербург Петербург (город великолепный) (город страшный)
Эксперты Обнаруживается двойственность и изображении образа Петра и Петербурга в поэме «Медный всадник».Произошло переосмысление темы Петра в сознании автора. Выявленные оппозиции Петр I и Петр I, Петербург и Петербург помогут раскрыть идейное содержание поэмы.
Исследование художественного текста через призму рабочей версии 1.Образ Петра Задание 1. Выпишите все упоминания о Петре I в тексте поэмы он кумир на бронзовом коне властелин судьбы державец полумира горделивый истукан грозный царь Всадник Медный Задание 2. Определите значение слов кумир, властелин, истукан по словарю В.И.Даля (опережающее индивидуальное задание)
Исследование художественного текста через призму рабочей версии Задание 3. Дайте свою интерпретацию следующим строкам: Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? Выявите ключевые слова. Определите художественно-выразительные средства.
Исследование художественного текста через призму рабочей версии 2. Образ города Задание: выпишите из текста все упоминания о Петербурге город юный град младшая столица Петра творенье град Петров омраченный Петроград Петрополь
Выдвижение итоговой гипотезы исследования Изображая два лика Петра в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» и два лика Петербурга, А.С.Пушкин выражает мысль о том, что правда о Петре не может оставаться однобокой. Произошло переосмысление темы Петра: Петр не только прогрессивный деятель, он еще и идол, душегубец, осуществлявший свои замыслы ценой тысяч человеческих жизней
Подведение итогов Задание: изобразите схематически результаты исследования 1. Петр I(Великий) Петр I (гений) (злодей) 2.Петербург Петербург («краса и диво») (страшный город) 3. Самодержавие Личность
Рефлексия «Две правды на весах истории – торжественная, победная правда Петра и скромная правда бедного Евгения…» (Мейлах) - Чья правда вам ближе? Почему? - Какую позицию, по-вашему, занимает автор? Выразите свою позицию в сочинении-миниатюре или в рисунке.
Представление опыта 1. Открытые уроки 2. Школьный конкурс педагогического мастерства (1 место, 2006 г) 3. Сборник методических материалов.