Первая российская революция Урок 1 по теме История отечества 9 класс
План урока. 1.Причины революции. 2.«Кровавое воскресенье». 3.Нарастание революции. 4.Революция весной-летом 1905 г. 5.Восстание на броненосце «Потемкин». 6. Апогей революции
Проверка домашнего задания 1.Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф.(«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»). 2.Каковы последствия Русско-японской войны? 3.После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?
Задание на конец 2 урока Проблемный вопрос: Почему эта революция не привела к падению существующего строя?
Россия в начале хх века. Вспомните годы экономический кризис годы русско-японская война Нерешённость крестьянского вопроса Не обустроенность жизни рабочих Буржуазия не имела силы и не являлась оппозицией самодержавию
1.Причины революции. Аграрный вопрос Рабочий вопрос Национальный вопрос Сохранение самодержавия Поражение в русско- японской войне
Периодизация революции
Первый этап революции
3 января 1905 г.в ответ на увольнение нескольких рабочих началась забастовка на Путиловском заводе. Ее организовал профсоюз во главе со священником Г.Гапоном, который был близок к петербургскому градоначальнику А.Фулону Гапон хотел организовать шествие к Зимнему дворцу и передать царю петицию. 2.«Кровавое воскресенье». Г.Гапон и А.И.Фулон среди членов зубатовского профсоюза
Г. А. Гапон (1870 – 1906) Священник и общественный деятель. С 1902 года был связан с шефом Особого отдела департамента полиции С. В. Зубатовым. Инициатор подготовки петиции и шествия рабочих к Зимнему дворцу 9 января 1905 года. По подозрению в сотрудничестве с Охранным отделением был повешен рабочими.
Петиция рабочих: Меры против нищеты народной: 1. Передача земли народу и отмена выкупных платежей; 2. Отмена косвенных налогов, замена подоходным; 3. Прекращение войны по воле народа. Меры против бесправия русского народа: 1. Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения; 2. Предоставление прав и свобод личности; 3. Всеобщее обязательное народное образование; 4. Равенство перед законом. Меры против гнёта капитала над трудом: 1. Отмена института фабричных инспекторов; 2. Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих; 3. Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.
2.«Кровавое воскресенье». Рано утром 9 января 1905 г. Рабочие Санкт-Петербурга начали собираться у своих казарм, и вскоре, неся иконы и портреты царя, двинулись к Зимнему дворцу. Но на подступах к Дворцовой площади их встретили казаки. Они открыли огонь и по официальным данным погибло 130 человек. Вера в доброго царя была «расстреляна».
Вечером в городе начались массовые беспорядки. Рабочие захватывали склады с оружием, возводили баррикады. Столицу поддержали рабочие Москвы, Риги, Украины, Польши, Закавказья. Общее число бастующих составило 1 млн человек. Большинство стачек прошли под политическими лозунгами. 3.Нарастание революции. В.Маковский Расстрел рабочих на Васильевском острове.
Н.Горелов Разгром помещичьей усадьбы Вслед за рабочими на борьбу поднялись крестьяне. Их выступления охватили юг России и национальные окраины. Восставшие громили усадьбы помещиков и захватывали землю. Николай решил подавить выступления силой.11 января он назначил генерал- губернатором столицы Д.Трепова известного своими реакционными взглядами. Но вскоре, видя, что силовыми методами подавить революцию не удается, он приказал министру внутренних дел А.Булыгину подготовить проект Государственной Думы. 3.Нарастание революции.
Иваново- Вознесенская стачка. После получения известия о поражении армии и флота по стране прокатилась волна первомайских демонстраций. В Иваново- Вознесенске рабочие взяли власть в свои руки и организовали для управления городом Совет. Он образовал рабочие дружины и кассы взаимопомощи, заставил предпринимателей повысить зарплату и пойти на другие уступки. 4.Революция весной-летом 1905 г.
В революционное движение втягивалась и интеллигенция. В июне возникли Союзы адвокатов, врачей чиновников и т.д.В июле они объединились в Союз союзов который поставил вопрос о создании буржуазной партии либерального толка. В начале августа был создан всероссийский крестьянский союз. Он потребовал передать землю крестьянам и отменить частную собственность на нее. П.Шестопалов. Казаки у Московского университета 4.Революция весной-летом 1905 г.
В июне произошло восстание на броненосце «Потемкин». Поводом стал приказ о расстреле матросов отказавшихся есть борщ из протухшего мяса. В ходе восстания 7 человек офицеров было убито. Командир и врач были расстреляны. На других судах Черноморского флота восставших не поддержали. 5.Восстание на броненосце «Потемкин». Броненосец «Князь Потемкин- Таврический».
Вырвавшись в открытое море, не имея запасов угля и топлива «Потемкин» отправился в Румынию, где экипаж сдался властям. 6 августа правительство опубликовало манифест о Государственной думе подготовленный А.Булыгиным Дума становилась законосовещательным органом, выборы происходили по трем куриям на основе высокого имущественного ценза, многие слои населения были лишены избирательных прав. Проект был встречен отрицательно и не был осуществлен. 5.Восстание на броненосце «Потемкин». Революционный комитет «Потемкина».
6. Апогей революции Всероссийская Октябрьская стачка: 6 октября 1905 г. – забастовка ж/д рабочих; 15 октября 1905 г. – охвачена вся Россия.
вопрос Можно ли было избежать революции? Домашнее задание: п.6. вопросы