Тема урока: Решение текстовых старинных задач. Тема урока: Решение текстовых старинных задач. Цель урока: 1. Формирование навыков решения задач; 2. Определение связи между текстом задачи и временем их создания. 3. Рассмотреть связь между задачами как документами своего времени и исторической реальностью. 3. Рассмотреть связь между задачами как документами своего времени и исторической реальностью.
Задача – документ своего времени, сборник задач – подборка документов той или иной эпохи. Меры площади поверхности: 1 кв. верста = квадратных саженей = 1,138 кв. километра 1 десятина = 2400 квадратных саженей = 1,093 гектара 1 копна = 0,1 десятины 1 кв. сажень = 16 квадратных аршинов = 4,552 кв. метра 1 кв. аршин=0,5058 кв. метра 1 кв. вершок=19,76 кв. см 1 кв. фут=9,29 кв. дюйма=0,0929 кв. м 1 кв. дюйм=6,452 кв. сантиметра 1 кв. линия=6,452 кв. миллиметра
Дeнежные единицы. Четвертной = 25 рублей Pубль = 2 полтины Целковый - разговорное название металлического рубля Полтина = 50 копеек Четвертак = 25 копеек Пятиалтынный = 15 копеек Алтын = 3 копейки Гривенник = 10 копеек почка = 1 полушка 2 дeньги = 1 копейка 1/2 медной дeньги (полушка) = 1 копейка. Грош (медный грош) = 2 копейки.
Старинные русские величины: Четь - четверть, четвертушка 'четверть вина' = четвёртая часть ведра. 'ч е т в е р т ь зерна' = 1/4 кади кадь - старая русская мера сыпучих тел (обычно - в четыре пуда) Осьмина, осмуха - осьмая (восьмая) часть = 1/8 Восьмая часть фунта называлась осьмушкой ("осьмушка чаю"). 'без четверти восемь' – время = 7:45 утра или вечера Пятерик - пять единиц веса или длины Стопа - мера бумаги, прежде равная 480 листам; позже листов 'сто осмьдесят осмаго ноемврия дня осмаго' – 188 года ноября восьмого Беремя - ноша, охапка, сколько можно обхватить руками.
Практическая часть. Задача1. Некто, желая раздать деньги нищим, рассчитал, что если каждому дать по 15к., то у него не хватит 10к., а если дать каждому по 12к., то останется 14к. Сколько было нищих и сколько у него было денег?
Решение задачи 1. Пусть х –количество нищих, У – количество денег, тогда 15х – у = 10 –первое уравнение системы, а у – 12х = 14 – второе уравнение системы. Составьте систему и решите ее.
Петр Верещагин. Рынок в Нижнем Новгороде г.
Василий Перов. Спящие дети.
Василий Перов. Трапеза
Задача 2. Сколько часов горит фунт (400г) керосина, если на освещение улицы, на которой 126 фонарей, истрачено за 30 дней 86р. 40к.? Фонари горели ежедневно по 6 часов и фунт керосина стоит 8к. (Решите самостоятельно) М. Добужинский. Ночь в Петербурге.
Задача 3. За двенадцатидневную работу на фабрике заплатили 334р.80к.; работало 8 мужчин, 9 женщин и несколько детей. Мужчины получали по 1р.50к., женщины по 90к., а дети по 65к. в день. Сколько было детей? Решение. Пусть х – количество детей, тогда: (1,5·8 + 0,9·9 + 0,65·х)·12 = 334,8; (12 + 8,1 + 0,65·х) = 334,8 : 12; 20,1 + 0,65·х = 27,9; 0,65·х = 27,9 – 20,1; 0,65·х = 7,8; Х = 7,8 : 0,65, х = 12. Ответ. 12 детей.
Илья Репин. Бурлаки на Волге
Василий Перов. Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866г.
Задача 4. Устно. Крестьянин при урожае сам-семь собрал с поля 91 четверик пшеницы. Сколько пшеницы посеял крестьянин? «Сам-семь» это когда масса урожая в 7 раз больше массы посеянных семян. Четверик это мера, содержащая около 26л. зерна
Домашнее задание. В одной деревне Нижегородского уезда большая часть жителей занимается выделкой топоров. Определить среднюю прибыль, выручаемую там с одного топора, полагая, что на него идёт 1/20 пуда железа, что на выковку пуда железа расходуется четверть угля и 1/5 пуда стали, что пуд железа покупается по 1 руб. 50 коп., пуд стали по 3 руб. 20 коп., четвертной куль угля по 1 руб. 25 коп., а средняя цена топора при оптовой продаже 40 коп."