1 Использование дистанционного финансового обслуживания: Анализ российского опыта Михаил Мамута, Президент НАУМИР и Российского Микрофинансового Центра
2 Содержание Банковская система России сегодня: Воздействие кризиса Розничные банковские услуги: Роль и место агентов Использование агентов: Типы агентов и услуг Правовое регулирование банковских агентов: Опыт и пробелы Перспективы использования агентов при оказании банковских услуг: модели Защита потребителей дистанционного банкинга Рынок vs политика: Кто ведет и кто выигрывает? Презентация основана на результатах исследования дистанционного банкинга, проведенного CGAP и РМЦ в мае 2007 г.
3 Сегодняшнее состояние банковского сектора России : Капитал ок. $100 млрд. Активы ок. $700 млрд. Количество банков Количество офисов – ок Доля населения, не охваченного банковскими услугами – ок. 45% или 60 млн. человек На 1 марта 2009 г.
Кто наименее охвачен финансовыми услугами ?
Региональные диспропорции в банковском обслуживании В среднем обеспеченность банковскими услугами в регионах составляет лишь 4% от уровня Москвы
6 Отделения и офисы банков Отделения банков ( на 100 тыс. населения) Помесячная динамика числа отделений банков Воздействие кризиса
7 Финансовое обслуживание в России: доступность менее 2% населенияМикрофинансирование ок. 95% населения, причем 80% через агентов Расчетно - платежные услуги: менее 2% населенияИпотечные кредиты ок. 30% населенияПотребительские кредиты ок. 20 населенияСрочные вклады в банках
Виды агентов По структуре обслуживания ( примеры) P2B ( платежные терминалы) B2P ( коллекторы, кредитные брокеры, отправка кредитных карт по почте) P2P ( системы денежных переводов) По видам услуг Платежи и переводы (~95% ) Выдача и погашение кредитов (~5% ) По моделям: Банковская Небанковская
9 Нормативно - правовая база Закон о банках (расчетно-платежные операции, открытие счета, кредиты) - безналичное перечисление средств Регулирование агентов банковским законодательством: в соответствии с поправками от 2004 г. агенты могут принимать лишь 4 вида платежей без идентификации клиента: за мобильную связь, коммунальные услуги, квартплату и телеком Регулирование деятельности агентов Гражданским кодексом – перечисление денег продавцу как функция агента (возникает "регуляторный арбитраж" с указ. выше) Закон о почте: почтово-финансовые услуги (почтовые переводы) - денежные переводы без открытия банковского счета Указание ЦБ 266-П в редакции от 2007 г. о "предоплаченных картах" - разрешает выпуск КО предоплаченных финансовых продуктов
11 Варианты платежей и переводов Банкоматы и терминалы в отделениях банков (банковские) с использованием банковских счетов (карт) переводы и платежи без открытия счета Почта (небанковские) POS-терминалы (банковские) Точки приема платежей (на базе банков, как банковская, так и небанковская модель) розничные агенты операторов мобильной связи автоматические терминалы cash-in (платежные терминалы) Платежи через интернет - "суррогатные электронные деньги" (небанковская модель) "Мобильный кошелек" (небанковская)
12 Точки приема платежей ( приблизительная оценка ) более POS-терминалы Мобильные телефоны Агенты электронных платежных систем более Платежные терминалы 4 000Кооперативы и МФО более Банкоматы Почтовые отделения Банковские отделения
13 Почта России - наследие СССР Более отделений федеральной почтовой связи 27 почтовых отделений на 100 тыс. человек Переводы без открытия счета Закон «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. 176-ФЗ: организации федеральной почтовой связи оказывают физическим и юридическим лицам услуги, связанные с почтовыми переводами денежных средств, по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи Категории услуг: P2P, B2P
14 Терминал: аппарат для приема наличных с 2005 г. Две модели: Банковская модель : терминал как " электронный кассир ". Без субагентов Небанковская модель : то же. Плюс доступ к электронным платежным системам ( небанковским ). Возможны субагенты
15 Пример платежной системы (P2B): как это работает: банковская и небанковская агент - оператор платежной системы банк оператор мобильной связи субагент 1 субагент 2
16 Новые инициативы нормативно - правового регулирования дистанционного банкинга Законопроект «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (P2B и P2C) с соответствующими поправками в законы о банках и ПОД/ФТ: - Дать определение "агента по приему платежей", "субагента" и правовых отношений между продавцом, банком, агентом (субагентом) и потребителем; - Исключить возможность регуляторного арбитража между законом о банках и ГК; - Платежи до руб. ($500) без личной идентификации и расширение видов операций, разрешенных банковским агентам; - Определить правила защиты потребителя и требования к документу, подтверждающему оплату; Концепция закона "О национальной платежной системе" (все виды платежей): - Юридическое определение "платежа" - Регулирование платежных отношений - Регулирование платежных методов - Определение и регулирование электронных денег - Определение и регулирование национальной системы платежных карт Документы Минфина и ЦБ, регулирующие деятельность агентов, электронные деньги, "суррогатные" электронные платежные системы: от мониторинга до надзора
Защита прав потребителя в финансовой сфере: основные принципы Прозрачность информации об услугах и ценах Право отказаться от услуги после оплаты Право и возможность жаловаться: ЦБ РФ Федеральная служба по защите прав потребителей Федеральная антимонопольная служба Прокуратура Финансовый омбудсмен ( в перспективе)
Открытые вопросы в сфере защиты потребителей ДБ Цены не всегда прозрачны. Пока нет единых правил. Куда жаловаться – в банк, в прокуратуру, в службу защиты потребителей, в ЦБ РФ, в ФАС …? Потребителю трудно это понять Неясно, как защитить права потребителя в случае "суррогатных электронных денег" Право отменить платеж и получить обратно внесенный аванс – как применить в случае терминала? Решение для агентов – единый регулятор и правила в соответствии с законом "О приеме платежей агентами" Решения для систем электронных платежей – в законопроекте "О национальной платежной системе"
Защита потребителей в случае агентов: обязательная форма квитанции платежного терминала ОПЛАЧИВАЙТЕ КРЕДИТЫ В ТЕРМИНАЛАХ QIW I OOO «Импульс» ИНН , Москва г., Б. Ордынка ул, 7, Кор. 1 Телефон : 8(495) с до Расчетный банк : БИК АКБ « 1- й Процессинговый» ( ЗАО) Договор Квитанция : Терминал : Адрес : Фестивальная ул., 2- А Дата : :52:3 2 Провайдер : Билайн Принято : 100 руб. ОАО «Вымпелком - Коммуникации» ИНН Зачислено : 93 руб. Комиссия : 7 руб. Номер телефона / счета : Код операции : Сохраняйте чек до зачисления денег на Ваш лицевой счет. Спасибо! Справочная служба QIWI: оператор платежной системы банк оператора квитанция, терминал данные о транзакции провайдер услуг сумма, комиссия номер телефона телефон службы помощи клиентам
Кто ведет : рынок или политика От рынка к политике – примеры: платежные терминалы коллекторы потребительские кредиты От политики к рынку - пример кредитные бюро (закон от 2004 г.) национальная платежная система ( возможность применения сбалансированного подхода – ? )
Михаил Мамута, Президент НАУМИР и РМЦ Олег Иванов, Эксперт Комитета по финансовым рынкам ГД РФ Вице-президент Ассоциации «Россия» Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных действий. Используйте PowerPoint для записи предложений по ходу обсуждения: Во время демонстрации щелкните правой кнопкой мыши Выберите Записная книжка Выберите вкладку Действия Вводите замечания по мере поступления Нажмите кнопку ОК по завершении доклада В результате в конец презентации автоматически будет добавлен слайд Действия со списком внесенных предложений. Результат выполнения команды:зачисление денег в сумме, равной номиналу карты, на счет в платежной системе «Яндекс.Деньги». Отправитель команды получит SMS-уведомление о зачислении денег.Результат выполнения команды:зачисление денег в сумме, равной номиналу карты, на счет в платежной системе «Яндекс.Деньги». Отправитель команды получит SMS-уведомление о зачислении денег.