Профильное обучение Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. (классный час, 1 класс кл. рук. Маркова Ж.А.)
Цель программы Формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Основной метод Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения, повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Структура занятий 1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти). 2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение): что я знаю об этой профессии; что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией; какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию; Что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач. 3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией. 4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему). Ведущий сам определяет необходимый набор профессий, которые ему наилучшим образом помогут развить определенные способности учащихся.
Введение в мир профессий Занятие 1. Разминка. Задание на внимание. В квадрате в одной из клеток сидит муха. Ведущий говорит, как она двигается, а учащиеся должны следить глазами за её передвижением и в конце сказать, в какой клетке она остановилась.
Дискуссия Для чего нужно быть внимательным в школе? (Вывод: чтобы хорошо учиться.) Для чего нужно хорошо учиться? (Вывод: чтобы стать грамотным, образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом.)
Работа в тетрадях Напишите, (расскажите) кем вы хотите стать в будущем, что вы знаете об этой профессии, почему эта профессия вам нравится. Игра «Азбука профессий» Класс делится на команды, и весь алфавит разбивается на число команд. За 5 минут команды записывают названия профессий на все выпавшие им буквы алфавита. За каждую названную профессию начисляется одно очко. Подсчитываются суммарные очки и объявляются победители.
Профессия Архитектор. Следователь. Биолог. Водитель. Писатель. Журналист Инженер Повар Археолог
Следователь Разминка «Зрительная память» За 1 минуту запомнить девять(9) фигур. Зарисовать их в тетради. Фигуры снова показываются, и учащиеся сверяют их со своими.
Дискуссия Сегодня вы соприкоснетесь с еще одной очень интересной профессией, которая называется «следователь». Попробуйте сначала описать её самостоятельно. Следователь – человек, который осуществляет сбор и проверку доказательств при расследовании преступлений. Какие учебные предметы необходимо знать будущему следователю? Какими способностями должен обладать следователь? (ответы детей) Для следователя очень важно иметь высокий уровень развития внимания, хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать.
Работа с подсобным материалом и в тетрадях. Для проверки этих способностей предоставляется возможность «расследовать» несколько дел. Дело 1 В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного.(Сравнение двух рисунков и нахождение недостающих предметов)
Дело 2 В доме была совершена кража, задержан человек, который утверждал, что он просто ошибся дверью и никакого отношения к краже не имеет. Следователь, обыскав этого человека, ничего у него не нашел, кроме зашифрованной записки. Это вызвало подозрение. После долгих усилий удалось разгадать шифр записки и прочесть ее содержание. Она указывала, где спрятано награбленное. (По приведенному шрифту необходимо прочесть текст записки.)
Зашифрованная записка
Дело 3 Полицейский застал грабителя на месте преступления, когда тот, пытаясь вскрыть сейф, взорвал его. Необходимо отыскать осколок сейфа, так как он является уликой, доказывающей преступление. ( Необходимо соотнести все осколки с формой отверстия в сейфе.)
Дело 4 (Зачитывается один раз.) После совершенного ограбления следствие зашло в тупик: слишком много подозреваемых. Свидетелей трое. Один из них смог припомнить только, что у преступника была лысина. Второй заметил, что он был усатый, а третий – что у него на лице был пластырь. Пожалуй, этого достаточно, чтобы определить виновного.(Нахождение фотографии по приметам.)
Игра «Поиск задуманного лица» Водящий, который будет выполнять роль следователя, выходит за дверь. В классе выбирается один учащийся, которого необходимо будет описать. Все внимательно на него смотрят и запоминают его внешность, чтобы затем назвать приметы по памяти. Задача следователя: найти «пропавшего» ученика по вопросам на которые можно отвечать «да» или «нет». Условие- найти задуманного учащегося, используя наименьшее количество вопросов.
Обсуждение результатов Какими способностями должен обладать следователь? Какие задания было легко выполнить? Какие задания вызвали трудности? Почему?
Домашнее задание Узнать подробнее о профессии следователя из других источников информации(родителей, книг, журналов, знакомых, теле – радиопередач)
Литература Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», изд.дом «1 сентября» Спецвыпуск «Профильное обучение» 2 январь, 2007 г.